Белозеров Е. Театралы из Малой Покровки / Е. Белозеров // "За изобилие". - 28 марта. - С. 11.

В Воронежской области не так уж много мест, связанных с именами вы­дающихся деятелей русского театра. Тем удивительнее, что в селе Малая Покровка Семилукского района установлено сразу две мемориальные доски. Одна из них посвящена Александру Сумбатову-Южину, а другая — Александру Остужеву. Оба актера внесли огромный вклад в становление и развитие Малого театра в Москве. Малая Покровка с 1888 года принадлежала баронессе Ма­рии Николаевне Корф — же­не великого артиста, успешно­го драматурга, а с 1909 по 1926 год — директора Малого театра Александра Ивановича Сумбатова-Южина. В этом живописном уголке русской природы он лю­бил отдыхать, обдумывая сюже­ты новых пьес, пользовавшихся большим зрительским успехом.

БАРОНЫ КОРФЫ

Мария была старшей из трёх дочерей барона Николая Васильевича Корфа. Николай Васильевич, чиновник публич- ых библиотек, привил дочерям интерес к книгам. Они много читали, а еще увлекались театром. Мария Никола- вна даже брала уроки актерского мастерства у известного артиста И. В. Самарина. Юные баронессы часто ездили в Воронежский драматический театр, когда туда с гастролями приезжали артисты из Москвы и Санкт-Петербурга. В  итоге младшая дочь Лидия вышла замуж за актера Малого театра А. П. Ленского, а Мария стала женой будущего руководите­ля Малого театра Александра Ивановича Сумбатова-Южина. З

КНЯЗЬЯ СУМБАТОШВИЛИ

Александр Иванович Сумбатов-Южин происходил из знатного грузинского рода. Его предки — князья Сумбаташвили. Будущий актер учился в Пе­тербургском университете на юридическом факультете. Во время обучения участвовал в любительских спектаклях. На профессиональную сце­ну Сумбатов-Южин впервые вышел в Тифлисе в 1876 году под псевдонимом Сольцев. А с 1882 года и до конца жизни работал в Малом театре. С рав­ным успехом он выступал в ро­мантических, драматических и комедийно-характерных ро­лях. Всего с 1882 по 1926 год в Малом театре актер сыграл 255 ролей. С самого начала карьеры Сумбатов-Южин был невероятно популярен. И поэтому в 1887 году баронесса Мария Никола­евна Корф выходила замуж уже за довольно известного в стра­не человека. Александр Сумбатов-Южин был не только актером. Еще в 1877 году он начал писать пье­сы. Первым его произведени­ем стала драма «Права жиз­ни». Особенно плодотворным для драматурга был период, связанный с Малой Покровкой. Всего он создал более 100 про­изведений.

ВМЕСТО ТЕАТРА — ХОР И ШКОЛА

Свое увлечение Мельпоме­ной супруги пытались при­вить местным жителям. Ма­рия Николаевна, например, хотела организовать в Ма­лой Покровке крестьянский театр. Но задача оказалась да­же для нее непосильной. С малограмотными крестьянами приходилось разучивать ро­ли вслух. А значение многих слов в пьесах «артисты» попросту не понимали. В итоге Сумбатовы-Южины ограничи­лись созданием хора из кре­стьянок, в котором баронесса сама пела красивым высоким голосом. Неудача с театром привела супругов к более прагматичной и полезной идее. Они решили открыть школу для крестьян в Малой Покровке. Построен­ная на средства Марии Нико­лаевны, она распахнула двери в 1897 году и до 1917 года носи­ла имя барона Николая Васи­льевича Корфа.

ОСТУЖЕВ

Особенно весело проходи­ли визиты в Малую Покров­ку молодого артиста Алек­сандра Остужева. Он родился в Воронеже в семье машини­ста и отличался яркой хариз­мой и шумным нравом. Оту­чившись два года в техниче­ском училище, на третьем го­ду был отчислен за грубость с надзирателем. И после этого сменил несколько специаль­ностей, пока судьба не забро­сила его в театр. Сценическую деятель­ность он начал в 1895 году в Воронежском театре драмы под своей настоящей фами­лией — Пожаров. Здесь его и заметил Александр Сумбатов-Южин. Известный актер при­гласил его погостить в Малую Покровку. При этом он посо­ветовал юноше взять псев­доним, так как фамилия бы­ла слишком созвучна со сло­вом «пожар». Для театра это оказалось неприемлемо, по­скольку при представлении Сумбатова-Южина артиста в зрительном за­ле могла возникнуть пани­ка. Так и появилась фамилия Остужев. Благодаря стараниям Сумбатова-Южина молодой ак­тер поступил на Драматиче­ские курсы Московского те­атрального училища, после окончания которых был тут же принят в труппу Малого театра. Но и здесь умудрился подраться с коллегой и был уволен. И только потом не без участия Сумбатова-Южи­на его вновь приняли в Ма­лый театр, где он играл уже до конца жизни.

МАЛЫЙ ТЕАТР — СОКРОВИЩЕ ЖИЗНИ

Мария Николаевна была первой читательницей пьес мужа, помогала разучивать роли, окружала Александра Ивановича неподдельной лю­бовью и заботой. Взяв на се­бя все бытовые вопросы, она дала ему возможность в пол­ной мере сосредоточиться на театре. В 1909 году Александр Сум­батов-Южин стал управляю­щим труппой Малого театра, а Мария Николаевна впервые вышла на профессиональную сцену под псевдонимом Врон­ская. С этого момента супруги часто стали появляться на теа­тральных подмостках в каче­стве партнеров. Революция поставила пе­ред супругами вопрос ребром. Потомственные аристократы, помещики и люди в общем-то не бедные, они, конечно же, могли позволить себе по­кинуть полыхающую в огне гражданской войны Россию. Но не сделали этого. А в осно­ве непростого решения, безус­ловно, лежала любовь к свое­му делу. В 1918 году Александр Ива­нович стал председателем сове­та Малого театра, а годом спу­стя — председателем дирек­ции. В 1922 году ему присвои­ли звание народного артиста РСФСР, а черев год назначили директором театра. Сумбатов-Южин на этих постах проявил себя как крупный организатор и администратор.  В 1926 году он оставил свою должность, став почет­ным директором Малого теа­тра и председателем его худо­жественного совета. Освобо­дившись от множества адми­нистративных обязанностей, он продолжил выступать на сцене два раза в неделю. 5 февраля во время спекта­кля «Железная стена» он по­чувствовал себя плохо. Актер с трудом доиграл роль и вернул­ся домой с температурой. Пытаясь спасти 70-летнего корифея отечественной сце­ны, летом 1927 года народный комиссариат просвещения направил Александра Ива­новича на лечение во Фран­цию. Там он и умер в городке Жюан-ле-Пен неподалеку от Ниццы. Смерть настигла ар­тиста за работой над послед­ней его пьесой. Мария Николаевна Сумба­това-Южина очень тяжело пе­реживала утрату. В доме №5 по Большому Палашевскому переулку в Москве, в котором семья жила с 1892 по 1927 год, она превратила кабинет и го­стиную в мемориальные ком­наты. И каждое 17-е число (день рождения и смерти ар­тиста) проводила в них вече­ра памяти. Сама баронесса ушла из жизни в 1938 году, завещав Малому театру архив Сумба­това-Южина. Она также про­сила передать кабинет, гостиную и столовую своей квартиры для создания там музея актёра. Последняя воля вдовы исполнилась лишь в январе 2001 года. Помещение передали Малому театру, а в 2006 году там состоялось торжественное открытие музея-квартиры артиста.

 

Справка: 

В 1937 году Остужев полу­чит звание народного артиста ; СССР. А в июне 1941 года пер­вым прочитает на радио сти­хотворение В. И. Лебедева-Ку­мача «Священная война», на которое уже через два дня А. В. Александров напишет му­зыку, ставшую гимном Великой Отечественной войны.