Белозеров Е. Театралы из Малой Покровки / Е. Белозеров // "За изобилие". - 28 марта. - С. 11.
В Воронежской области не так уж много мест, связанных с именами выдающихся деятелей русского театра. Тем удивительнее, что в селе Малая Покровка Семилукского района установлено сразу две мемориальные доски. Одна из них посвящена Александру Сумбатову-Южину, а другая — Александру Остужеву. Оба актера внесли огромный вклад в становление и развитие Малого театра в Москве. Малая Покровка с 1888 года принадлежала баронессе Марии Николаевне Корф — жене великого артиста, успешного драматурга, а с 1909 по 1926 год — директора Малого театра Александра Ивановича Сумбатова-Южина. В этом живописном уголке русской природы он любил отдыхать, обдумывая сюжеты новых пьес, пользовавшихся большим зрительским успехом.
БАРОНЫ КОРФЫ
Мария была старшей из трёх дочерей барона Николая Васильевича Корфа. Николай Васильевич, чиновник публич- ых библиотек, привил дочерям интерес к книгам. Они много читали, а еще увлекались театром. Мария Никола- вна даже брала уроки актерского мастерства у известного артиста И. В. Самарина. Юные баронессы часто ездили в Воронежский драматический театр, когда туда с гастролями приезжали артисты из Москвы и Санкт-Петербурга. В итоге младшая дочь Лидия вышла замуж за актера Малого театра А. П. Ленского, а Мария стала женой будущего руководителя Малого театра Александра Ивановича Сумбатова-Южина. З
КНЯЗЬЯ СУМБАТОШВИЛИ
Александр Иванович Сумбатов-Южин происходил из знатного грузинского рода. Его предки — князья Сумбаташвили. Будущий актер учился в Петербургском университете на юридическом факультете. Во время обучения участвовал в любительских спектаклях. На профессиональную сцену Сумбатов-Южин впервые вышел в Тифлисе в 1876 году под псевдонимом Сольцев. А с 1882 года и до конца жизни работал в Малом театре. С равным успехом он выступал в романтических, драматических и комедийно-характерных ролях. Всего с 1882 по 1926 год в Малом театре актер сыграл 255 ролей. С самого начала карьеры Сумбатов-Южин был невероятно популярен. И поэтому в 1887 году баронесса Мария Николаевна Корф выходила замуж уже за довольно известного в стране человека. Александр Сумбатов-Южин был не только актером. Еще в 1877 году он начал писать пьесы. Первым его произведением стала драма «Права жизни». Особенно плодотворным для драматурга был период, связанный с Малой Покровкой. Всего он создал более 100 произведений.
ВМЕСТО ТЕАТРА — ХОР И ШКОЛА
Свое увлечение Мельпоменой супруги пытались привить местным жителям. Мария Николаевна, например, хотела организовать в Малой Покровке крестьянский театр. Но задача оказалась даже для нее непосильной. С малограмотными крестьянами приходилось разучивать роли вслух. А значение многих слов в пьесах «артисты» попросту не понимали. В итоге Сумбатовы-Южины ограничились созданием хора из крестьянок, в котором баронесса сама пела красивым высоким голосом. Неудача с театром привела супругов к более прагматичной и полезной идее. Они решили открыть школу для крестьян в Малой Покровке. Построенная на средства Марии Николаевны, она распахнула двери в 1897 году и до 1917 года носила имя барона Николая Васильевича Корфа.
ОСТУЖЕВ
Особенно весело проходили визиты в Малую Покровку молодого артиста Александра Остужева. Он родился в Воронеже в семье машиниста и отличался яркой харизмой и шумным нравом. Отучившись два года в техническом училище, на третьем году был отчислен за грубость с надзирателем. И после этого сменил несколько специальностей, пока судьба не забросила его в театр. Сценическую деятельность он начал в 1895 году в Воронежском театре драмы под своей настоящей фамилией — Пожаров. Здесь его и заметил Александр Сумбатов-Южин. Известный актер пригласил его погостить в Малую Покровку. При этом он посоветовал юноше взять псевдоним, так как фамилия была слишком созвучна со словом «пожар». Для театра это оказалось неприемлемо, поскольку при представлении Сумбатова-Южина артиста в зрительном зале могла возникнуть паника. Так и появилась фамилия Остужев. Благодаря стараниям Сумбатова-Южина молодой актер поступил на Драматические курсы Московского театрального училища, после окончания которых был тут же принят в труппу Малого театра. Но и здесь умудрился подраться с коллегой и был уволен. И только потом не без участия Сумбатова-Южина его вновь приняли в Малый театр, где он играл уже до конца жизни.
МАЛЫЙ ТЕАТР — СОКРОВИЩЕ ЖИЗНИ
Мария Николаевна была первой читательницей пьес мужа, помогала разучивать роли, окружала Александра Ивановича неподдельной любовью и заботой. Взяв на себя все бытовые вопросы, она дала ему возможность в полной мере сосредоточиться на театре. В 1909 году Александр Сумбатов-Южин стал управляющим труппой Малого театра, а Мария Николаевна впервые вышла на профессиональную сцену под псевдонимом Вронская. С этого момента супруги часто стали появляться на театральных подмостках в качестве партнеров. Революция поставила перед супругами вопрос ребром. Потомственные аристократы, помещики и люди в общем-то не бедные, они, конечно же, могли позволить себе покинуть полыхающую в огне гражданской войны Россию. Но не сделали этого. А в основе непростого решения, безусловно, лежала любовь к своему делу. В 1918 году Александр Иванович стал председателем совета Малого театра, а годом спустя — председателем дирекции. В 1922 году ему присвоили звание народного артиста РСФСР, а черев год назначили директором театра. Сумбатов-Южин на этих постах проявил себя как крупный организатор и администратор. В 1926 году он оставил свою должность, став почетным директором Малого театра и председателем его художественного совета. Освободившись от множества административных обязанностей, он продолжил выступать на сцене два раза в неделю. 5 февраля во время спектакля «Железная стена» он почувствовал себя плохо. Актер с трудом доиграл роль и вернулся домой с температурой. Пытаясь спасти 70-летнего корифея отечественной сцены, летом 1927 года народный комиссариат просвещения направил Александра Ивановича на лечение во Францию. Там он и умер в городке Жюан-ле-Пен неподалеку от Ниццы. Смерть настигла артиста за работой над последней его пьесой. Мария Николаевна Сумбатова-Южина очень тяжело переживала утрату. В доме №5 по Большому Палашевскому переулку в Москве, в котором семья жила с 1892 по 1927 год, она превратила кабинет и гостиную в мемориальные комнаты. И каждое 17-е число (день рождения и смерти артиста) проводила в них вечера памяти. Сама баронесса ушла из жизни в 1938 году, завещав Малому театру архив Сумбатова-Южина. Она также просила передать кабинет, гостиную и столовую своей квартиры для создания там музея актёра. Последняя воля вдовы исполнилась лишь в январе 2001 года. Помещение передали Малому театру, а в 2006 году там состоялось торжественное открытие музея-квартиры артиста.
Справка:
В 1937 году Остужев получит звание народного артиста ; СССР. А в июне 1941 года первым прочитает на радио стихотворение В. И. Лебедева-Кумача «Священная война», на которое уже через два дня А. В. Александров напишет музыку, ставшую гимном Великой Отечественной войны.