Стародубцева Н. "Маша, улыбнись, пожалуйста" / Н. Стародубцева // Звезда. - 2025. - № 36. - С. 4.

Регулировщица Мария Шальнева дежурила 2 мая 1945 года на площади Александерплац в Берли­не. Мимо проезжал военный фотокорреспондент ТАСС Евгений Халдей. Увидев девушку, вышел из машины и сфотографировал ее. 9 мая фотография с Марией, которую в народе назвали «Хозяйкой военного Берлина», выйдет в газете «Красная звезда»,  а затем в в других советских и зарубежных изданиях. Наша землячка будет хранить вырез­ки из газет, а фото от автора получит в подарок только через 25 лет, когда он приедет к ней в гости в Воронеж.

В КАДРЕ ИСТОРИИ

Мария Шальнева (Ненахова) не случайно попала на ле­гендарное фото Евгения Халдея. Ефрейтор из 87-го отдельно­го дорожно-эксплуатаци­онного батальона регу­лировала движение  военной техники в ж полутора километрах от Рейхстага. Ее  батальон был в центре исторических  событий, и фотографу ТАСС нужна была подходящая героиня.

«Мы - воронежские. А зовут меня Мария Шальнова, - так ответила она Евгению Халдею, когда он обратился к ней с просьоои сфо­тографировать. Об этом случае он написал в книге «От Мур­манска до Берлина». Позже Мария Тимофеевна расскажет своему супругу Ми­рону Ненахову о встрече с Ев­гением Халдеем. Ее воспомина­ния войдут в книгу «Автограф на стене Рейхстага», изданную в Воронеже в 2018 году:

-  Можно я вас сфотографи­рую? Для истории.

-  Вообщё-то я на посту, а на посту нас фотографировать нельзя, - отвечаю я. - Но ес­ли для истории, то пожалуйста.

Щелкает затвор фотоаппа­рата.

- Маша, улыбнитесь, пожа­луйста.

А я от природы неулыбчи­вая. Как это, я по приказу буду улыбаться?

- У меня не получится, - говорю я.

- Считайте, что это приказ, - говорит фотограф. - Все- таки я капитан, старше вас по званию.

Стараюсь улыбаться и взма­хиваю флажками.

Марии хотелось получить фотографию, Халдей попро­сил у нее адрес, но снимков она так и не дождалась. Через лет 20 выяснилось, что вме­сто Шальневой в его запис­ной книжке значилась Мальнева. Спустя 25 лет супруг Ма­рии Мирон Ненахов сообщил об ошибке Халдею и попросил у него оригинал фото. В апреле 1970 года Евгений Халдей при­ехал в Воронеж, подарил фото­графию Марии Тимофеевне и снял ее с дочерью Людмилой у Театра оперы и балета.

ДОРОГИ ВОЙНЫ

Полковник Резнов потом признался Марии, что по его приказу поставили ее на пост под прицел фотографа. «Хоте­лось, чтобы героиней такого исторического снимка была девушка, того заслуживающая. Я посмотрел твое личное дело - одни благодарности. Да еще и донор. Двенадцать литров крови за годы войны сдала - это не шутка. Сколько человек спасла», - объяснил он.

Она была награждена ме­далями «За боевые заслуги», «За взятие Берлина», «За побе­ду над Германией», получила знак «Почетный донор СССР». Мария Шальнева родилась в 1925 году в селе Средняя Лукавка Грязинского района Во­ронежской области (ныне это территория Липецкой обла­сти). Десять классов школы годы войны работала в колхо­зе наравне со взрослыми. А в августе 1942 года в сельсовет поступила разнарядка: четы­рех девушек отправить для мобилизации в Красную ар­мию. Так она и ее подруги ста­ли красноармейцами 87-го от­дельного дорожно-эксплуата­ционного батальона 62-й ар­мии. Служили регулировщи­цами - стояли на посту и ука­зывали дорогу машинам, до­сматривали их: в них могли оказаться дезертиры или ди­версанты. Немцы часто бомби­ли дороги, по которым к фрон­ту шло подкрепление. Во вре­мя одного авианалета Марию ранило в голову. К счастью, ра­на была неопасной. После го­спиталя девушка вернулась в строй, участвовала в Курской битве, битве за Днепр и дошла до Берлина.

ЗНАМЕНОСЦЫ ПОБЕДЫ

СЛАВА

Можно сказать, Марии Шальневой повезло. Из пяти ее подруг, ушедших с ' ней на войну, до Победы дожи­ли только две. Мария вернулась с фронта, вышла замуж, роди­ла двоих детей, дождалась вну­ков и правнуков. Дочь Людмила стала авиаконструктором, сын Виктор - доктором геолого-ми­нералогических наук. Сама Ма­рия всю жизнь проработала на Воронежском авиационном за­воде, где и мужа повстречала - Мирона Ненахова. Мария Тимо­феевна умерла в 1997 году.

Рассказать историю леген­дарной фотографии с его мамой декана геологического факуль­тета ВГУ Виктора Ненахова про­сили много раз.

- К нам постоянно приез­жали корреспонденты из Мо­сквы и даже Берлина, - отметил Виктор Миронович. -А ма­ма была челове­ком скромным.  О войне гово­рить не люби­ла. Считала, что все, кто воевал, были героями, а «лавры» доста­лись ей. Маму очень смущала эта суета вокруг ее персоны.

Шампанское ко Дню Победы

По словам Анны Халдей, дочери известного военного фотокорреспондента, ее отец записывал имена героев своих снимков и после войны старался с ними встретиться. К сожалению, многим неизвестны имена людей, попавших в его фотохронику. - Мало кто знал, что эту улыба­ющуюся девушку на фоне разру­шенного Берлина звали Марией Шальневой, - сказала нашему корреспонденту Анна Халдей и привела в пример интересную  историю. В год 60-летия Великой Побе­ды в одном московском мага- зине вся витрина была застав­лена севастопольским шам­панским «Катюша», а на эти­кетке - та самая неповтори­мая «улыбка Победы» в исполнении нашей землячки Марии Шальневой и автора шедевра Евгения Халдея. Вот такой казус допустили производители, не поинтересовавшись, кто на знаменитой фотографии.