Черников В. Остановка по дороге домой / В. Черников // Коммуна. - 2020. - 24 апреля. - С. 6.

Перед тем как вернуться в 1944 году в Воронеж из эвакуации, областной театр драмы несколько месяцев работал в Борисоглебске. В субботу, 29 апреля 1944 года (а потом и 1 мая), на последней по­лосе «Борисоглебской правды» появилось объявление: «Требуются на летний сезон для приезжающего Воронежского областного театра драмы комнаты. С предложением обращаться к администрации театра - гостиница, комната №25, ежедневно с 5 до 7 часов вечера».

Через неделю в печатном органе гор­кома ВКП (б) и горсовета появилась уже большая статья, подписанная дирек­тором творческого коллектива Сергеем Вольфом. «Воронежский театр возвра­щается в родную область» - название, ко­нечно, оптимистичное. Грядущее событие для многих - хотя в первую очередь, по­жалуй, всё-таки представителей провин­циальной интеллигенции - должно было восприниматься как один из симптомов того, что жизнь и в военных условиях всё-таки начинает налаживаться. «В скором времени в Борисоглебск приезжает Воронежский областной театр драмы, - извещала публикация, - "Эвакуированный летом 1942 г. сначала в Башкирскую АССР, а затем в г.Копейск Челябинской области. Театр возвращается в родную область в полном составе, целиком сохранив свой творческий коллектив и создав за 17 месяцев работы в Копейске ряд новых значительных постановок». Ранее Борисоглебск принимал ещё одну воронежскую труппу. Еще 31 августа 1943-го сюда прибыл театр музыкальной комедии. Судя по сохра­нившейся в Государственном архиве Во­ронежской области докладной записке, что была написана в областном центре 26 декабря 1944-го и предназначалась для начальника областного отдела по делам искусств, коллектив работал на этой площадке до 25 апреля, «а затем приехал в гор. Воронеж, где получил ста­ционарное помещение в прошлом кино, и приступил 30-го апреля с. г. к обслужи­ванию трудящихся города спектаклем «Холопка», который был восстановлен театром в декоративной части весьма примитивно». Можно предположить, что в последние дни восьмимесячной жиз­ни в Борисоглебске уже была дата приезда драматической труппы из Копейска. В иных обстоятельствах работники музкомедии наверняка были бы не прочь ещё пожить здесь, радуя «Сильвой» и «Гусарской любовью» жителей городка, который не разрушила война. Из статьи Сергея Вольфа в Копейске - одном из районов уголь­ной промышленности Урала, было для театра временем большой напряжённой творческой работы. Потеряв при эва­куации из Воронежа свою материально- техническую базу, лишённый декораций, костюмов, электроосветительной аппа­ратуры, бутафории и т.п., театр сумел, при помощи центральных и областных воронежских и уральских организаций, преодолеть стоявшие перед ним труд­ности и в короткий срок возродиться для творческой жизни». Несколько воронеж­ских постановок - к примеру, «Парень из нашего города», «Коварство и любовь», «Волки и овцы», «Человек с ружьём», «Фельдмаршал Кутузов» - были восста­новлены; появились и новые спектакли: «Русские люди», «Фронт», «Нашествие», «Олеко Дундич», «Женитьба Фигаро», «Егор Булычов»... Предполагалось, что в Борисоглебске труппа будет работать «до открытия сезона во вновь отстраиваемом здании театра в Воронеже». Точную дату тогда никто не знал. Афиша гастролей появилась в мест­ной «Правде» 12 мая. ЖителямБорисоглебска обещали показать на сцене колхозно-совхозного театра имени Н.Г. Чернышевского шестнадцатьспектаклей. Труппа прибыла в город 17 мая. "На улицах встречались знакомые лица воронежцев, оказавшихся здесь после па­мятных июльских событий сорок второго года", - так описывает первые впечатления приехавших театровед Зиновий Анчиполовский в книге «Кольцовский академи­ческий". - "По утрам в газетных киосках продавали «Коммуну»... Да и сам город - в цветении садов и зелени бульваров, с чётким, словно прочерченным на бумаге пересечением вертикалей и параллелий улиц, напоминал весенний Воронеж". В последний день весны на страницах городской газеты появилась заметка о том, что свой летний сезон театр из Во­ронежа откроет здесь 3 июня «пьесой лауреата Сталинской премии А.Корнейчука «Фронт», в постановке художественного руководителя театра Заслуженного артиста РСФСР В. М. Энгель-Крона" (сейчас эту фамилию пишут чаще всего без дефиса). Через два дня и сам режиссёр поделился с читателями планами труппы в статье, названной «Творческий рапорт». Корнейчуковскую пьесу он охаракте­ризовал как «одно из значительнейших произведений советской драматургии военного времени», которое «ставит во­просы применения новых сталинских методов вождения армий, организации борьбы и труда для победы над врагом. Во «Фронте» мы видим ряд ярких об­разов людей нашего времени со всеми свойственными им противоречиями». В публикация пьесы Александра Кор­нейчука в августе 1942 года на стра­ницах главной большевистской газеты «Правда» многих читателей привела в состояние шока. «Конечно, и раньше кри­тиковали отдельных начальников, - отме­чает исследователь Александр Печенкин в статье «Искусство PR в исполнении Сталина» (сайт газеты «Независимое военное обозрение» публикация 2002 года). Но в этой пьесе главным объек­том критики был не какой-нибудь млад­ший офицер, а командующий фронтом генерал-лейтенант Горлов. (...) Впервые в советской прессе высший командный состав Красной Армии был представ­лен в карикатурном виде. Возмущению генералов и маршалов не было предела. В редакцию газеты и в ЦК партии по­сыпались письма, звонки и телеграммы с категорическим требованием прекратить публикацию «Фронта» как произведения в высшей степени вредного. (...) Раз­гневанные критики не знали тогда, что на рабочем столе председателя Государ­ственного Комитета Обороны в те дни ле­жал машинописный экземпляр рукописи нашумевшей пьесы, на титульном листе которого рукой вождя было написано: «В тексте мои поправки. Ст.».». Дело в том, что главная цель, с которой создавалось и затем широко «раскручи­вался» «Фронт», в роли если не соавтора, то редактора которого выступил лично Сталин, - «свалить вину за военные неудачи на старых кавалеристов, которых сам же он и назначил на ключевые посты в Вооруженных силах». Пьесу поставили в десятках столичных и провинциальных театрах, по ней спешно сняли фильм. О том, насколько неоднозначно воспри­няли пьесу первые читатели (и, в частности, возжможные прототипы персонажей) можно судить хотя бы по продолжающим­ся поныне разговорам о том, что «Фронт» пытались использовать в нацистской про­паганде - в частности, ходили слухи, что его в 1942-м поставили в одном из театров оккупированного Киева как сатиру на Красную Армию - под издевательским названием «Так они воюют». 7 октября 1942 года находящаяся в эва­куации «Коммуна» (тогда ещё, видимо, не в Борисоглебске, а в Анне) опубликовала огромную (она заняла целиком третью полосу и часть четвёртой) статью о пьесе. Текст готовился в Москве как установоч­ный  и, предположу, в те же дни появился в других областных партийных газетах. Один из первоисточников, pdf-копию ко­торого мне удалось отыскать в Интернете, номер «Красной звезды» за 29 сентября 1942 года. «Вождь лично отредактировал проект хвалебной рецензии, которая появилась на страницах газет», - отмечает Печенкин. Главная идея весьма апологетической «рецензии» - «открытая кри­тика недостатков Красной Армии идет от нашей силы. Их ликвидация сделает советскую армию еще более сильной, еще более боеспособной".

Следующим спектаклем в борисоглебской афише стало «Горе от ума». Всеволод Энгель-Крон в своей статье «Творческий рапорт» рассказывает, что об этой постановке думали ещё до войны, но реализовали свою творческую мечту только на Урале: «Самый факт осуществления эвакуированным театром постановки «Горе от ума», требующей даже в нормальных условиях работы на­пряжения всех творческих и технических сил театра, весьма знаменателен. Он го­ворит, с одной стороны, о том огромном внимании и заботе советских, партийных и общественных организаций, которыми окружён у нас театр и без которых, конеч­но, невозможна была бы эта постановка, с другой стороны, ещё раз подтверждает страстное желание коллектива театра полнокровно жить, творить и работать для Родины, фронта, победы». 

(Окончание следует).