Черников В. Остановка по дороге домой / В. Черникрв // Коммуна. - 2020. - 29 апреля (№ 32). - С. 5. - Окончание.

В число показанных на борисоглебских гастролях постановок по произведениям русских классиков попал спек­такль «Без вины виноватые». «Взяв героев из хорошо извест­ной ему среды русских актёров второй половины девятнадца­того столетия, А.Н.Островский показал, как тяжёл и тернист был путь даже самых талант­ливых из них в те годы, когда в русском театре хозяйничали и распоряжались судьбами актёров безграмотные антре­пренёры и меценатствующие баре, чиновники и купцы, ви­девшие в театре только лёгкое развлечение, а в актёре и ак­трисе покорных исполнителей своих, далеко не всегда чистых похотей», - читаем в газет­ном анонсе. «Борисоглебская правда» рассказывала, похоже, о каждом показанном воронеж­цами представлении.

Иногда то были развёрнутые анонсы за подписью зав. литчастью Ольги Старо, но печатались и полноценные рецензии за авторством Д.Пресс (порой подписанные инициалами Д.П.). Вот, к примеру, отклик на спектакль "Встреча в темноте" (а, возможно, и всё её содержание) излагается в первых строках: «Город эва­куировался. Советские люди увозили всё, что могли, от немецких разбойников. Мо­лоденькая учительница Варя, закончив укладку школьного имущества, ждала автомобиля. Однако она не уехала. Жизнь подвергла девушку тяжко­му испытанию: она вручила Варе судьбу четырёх раненых красноармейцев. Ежеминутно рискуя попасть в лапы немец­ких палачей, Варя выходила трёх воинов». Рецензент от­мечает - содержание пьесы «несложно. Но каждая картина имеет свою туго заведённую сюжетную пружину, в каждой картине есть своя удачная ин­трига, которая держит зрителя в состоянии напряжённого внимания». Как видим, автор статьи не только владеет про­пагандистскими штампами военного времени, он способен отнестись к представлению как обычный зритель, кото­рому, скорее всего, нет дела до «идейного содержания», но интересен динамичный сюжет. Рецензия содержит немало так называемых «спойлеров» для тех, кто захотел бы по­смотреть «Встречу в темноте» позже. Например, сообщается, что сыгранная Верой Рощи­ной главная героиня, которая «научилась изо дня в день бесстрашно смотреть в лицо смерти, умело и находчиво обманывать врагов», в одном из эпизодов «даже нашла в себе решимость ударом ножа покон­чить с немецким ефрейтором». Однако и приведённый выше пересказ содержания сохра­няет некоторую интригу даже в спойлере. Ага, значит, к Варе попали четыре красноармейца, а осталось-то только трое. Чет­вёртый, видимо, погиб, но что случилось - об этом читатель мог узнать, лишь побывав на представлении. Были и не только спектак­ли. Так, 15 июля областной театр драмы провёл совместно с Воронежским отделением Всероссийского театрального общества вечер, посвящённый сорокалетию со дня смерти А.П.Чехова. Видение твор­чества и мировосприятия писателя, впрочем, интерпре­тировалось вполне в духе вре­мени. Обратимся к газетному отчёту о событии. «Н.Данилин (видимо, опечатка: в анонсе указано имя Н.И.Данилова) содержательный доклад о писателе-патриоте, в произведениях которого отразилось предчувствие над­вигавшейся очистительной грозы революции. Задушевно, с большой теплотой прочёл рассказы Чехова «Тоска» и «Ванька» артист П.Вишняков. В хорошо инсценированном рассказе «Ведьма» особенно запоминается характерная фи­гура Савелия Гыкина, изобра­жённая артистом Д.Ленским. Прекрасно провёл сцену моно­лог «О вреде табака» Заслуженный артист РСФСР В.Флоринский. (...) Заслуженный артист РСФСР В.Зимбовский и артист А.Пальмин живо исполнили шутку «Трагик поневоле». Завершила программу шут­ка в одном действии «Юби­лей». Автор заметки Д.Пресс, признавая достоинства увиденного конце отмечает, что «программа вечера носила не­сколько случайный характер» - дескать, «более вдумчивый выбор произведений дал бы зрителю более глубокое пред­ставление о великом писателе, творческий путь которого озарён его же афоризмом: «В человеке должно прекрасно, и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Ситуация войны подтал­кивала к созданию разножан­ровых постановок, так или иначе связанных с военно­патриотической темой. Как известно, важным элементом советской пропаганды в те годы стали имена полководцев царской России. В афише Во­ронежского областного театра такое имя тоже присутствова­ло. Режиссёр А. Новоскольцев поставил пьесу бывшего кон­структивиста Ильи Сельвин­ского «Генерал Брусилов». В этой роли блистали Заслужен­ный артист РСФСР Василий Флоринский и актёр Алек­сандр Шатов. Пьеса, судя по всему, была типичным продук­том эпохи, произведением, в котором пропагандистская со­ставляющая была важнее эсте­тической (видимо, не случайно в шеститомник Сельвинского, кого генерала Людендорфа, но и с тайными противниками нашей победы, с генералами русской армии, непосредствен­но окружавшими ничтожного и безвольного Николая II». ...А пока воронежская труп­па пожинала плоды первого успеха в Воронежской области, хозяевам здания, в котором ра­ботали гости, жилось непросто. Ведь борисоглебская труппа на несколько месяцев лишилась возможности полноценно ра­ботать. В областном Госархиве (фонд Р-2951) хранится на­писанная в декабре 1944 года докладная директора театра имени Н.Г.Чернышевского Симягина начальнику Воронеж­ского отдела по делам искусств: «С приездом в Борисоглебск областного театра драмы на­меченная производственно­техническая линия резко изме­нилась, чему способствовали следующие обстоятельства:

1) У театра не стало посто­янной базы, в силу чего спек­такли проходили в Лесков­ском, Байчуровском, Ново­хопёрском, Еланьколенском, Жердевском (Тамбовской обл.) и др. районах.

2) Небольшие по масшта­бам, плохо оборудованные, различные по размерам пло­щадки; невозможность доста­точно подвезти и качественно приспособить вещественное оформление, всё это не могло способствовать творческому росту театра, наоборот, нужны были огромные усилия удер­жать спектакли на прежнем уровне.

3) Трата времени на пере­езды, бивуачные жизненные условия, необходимость сохра­нить и обработать оставленные в Борисоглебске огороды све­ли на нет все репетиционные возможности. Поделочный и другие подсобные цеха едва справлялись с исправлением поломок и приспособлением к размерам и, естественно, не могли осуществить ни одного нового оформления.

Это состояние окончилось лишь с момента водворения театра на базу, когда театр по­сле вынужденного отпуска с 26 октября 44 г. приступил к репетиционной и подготови­тельной работе к открытию зимнего сезона». Проблем, с которыми стол­кнулась борисоглебская труппа по «вине» воронеж­ских коллег, я бегло коснулся в давней статье о жизни хозяев здания в 1941-1945 процитировав протоколы собраний парторганизации творческого  коллектива. «В связи с при­ездом Воронежского театра наши сметные данные нару­шены», - заявил, к примеру, 24 ноября в своём отчёте на за­крытом партсобрании дирек­тор С.Г.Симягин. «Тяжёлая обстановка в театре создалась с момента приезда Воронеж­ского театра. С их приездом мы успокоились, передали им руководство всего помещения  театра», - констатировал член месткома А.Н.Ремаев. 

В Воронеже здание театра могло принять артистов к концу ноября - хоть, по словам Зиновия Анчиполовского, и не было полностью отстрое­но. Домой труппа вернулась лишь 5 декабря - чтобы уви­деть город, ещё только под­нимающийся из руин. Жить артистам пришлось прямо в здании театра. Первый спектакль на своей сцене они показали 31 дека­бря 1944-го. Думается, выбор пьесы для открытия был не случаен: воронежцы увидели «Горе от ума», постановку, созданную далеко от границ нашей области.

В истории воронежской драмы началась новая глава.