• Главная
  • Статьи
  • Краеведческие
  • Болотов П. Преданья старины глубокой / П. Болотов // Россошь. - 2022. - 5-11 января. - С. 7. - Продолжение. - Начало : Россошь. - 29 декабря. - С. 7.

Болотов П. Преданья старины глубокой / П. Болотов // Россошь. - 2022. - 5-11 января. - С. 7. - Продолжение. - Начало : Россошь. - 29 декабря. - С. 7.

Передний угол хаты назывался «покутью», он или оклеивался обоями, или разрисовывался цветной глиной. В этом углу находи- лись «образа». Малороссы очень любили украшать хаты иконами, перед которыми висели лампады, пузырьки со святой водой и святым маслом, кошельки с ладаном и просфорой.

«Образа» украшали васильками, гвоздиками, любистком, «канупером» и калиной. Под иконами, в углу лежали книги, если в семье были грамотные. Перед «покутью» стоял большой стол, на котором стояли хлеб с солонкой. В простенке на большой стене висе- ло зеркало, покрытое полотенцем  тонкого полотна, вышитого «гарусом». Внутренность кухни была беднее, на печи стояли ложки, миски и прочая утварь. Чистота на кухне поддерживалась регулярно. Каждую субботу скоблили и мыли лавки и стол, а также мазали «доливку» - земляной пол. Дворы у крестьян были большие, они огораживались невысокими плетнями из хвороста и лозы. Ворота делали обычно из деревянной рамы, перегороженной узкими досками. Во дворе строился деревянный амбар - «коморя». Часто этот амбар ставился на четыре больших камня. Амбары были с крыльцом и без потолка, под одной крышей. Сараи и курники в большинстве пристраивались к плетням, а делали их из лозы, обмазанной глиной, или глиной с кизяком. В одном углу двора загораживалась «кошара» - площадка для скота. Амбары строили только наиболее зажиточные крестьяне. Основной одеждой у мужчин были шаровары и сорочка, которая изготавливалась из полотна с вышивкой на рукавах и подоле. Шаровары шились очень широкие и, по покрою, были одинаковой ширины как внизу, так и вверху. На голове мужчины носили мерлушчатую шапку и реже - картуз, а на ногах - сапоги, сшитые с завёрнутыми вверх носками. В праздничные дни мужчины надевали поверх сорочки плисовую или суконную жилетку, сверх неё - свитку, кафтанчик или бешмет. Зимой надевали «кожух» - тулуп, или полушубок. Женщины носили сорочку и юбку, сверх юбки подпоясывались суконным пояском, на котором висел ключ от сундука и карман, наполненный всякими мелочами. Карманы шились не в юбке, а от- льно, в виде полукруглого кисета или кошелька, только большего размера. На голове женщины носили «очипок», повязанный сверху платком. Обязательная принад- лежность наряда - это ожерелье, или «намысто», а также серьги. Женщины, как и мужчины ходили в сапогах, впрочем, летом они редко употреблялись, а больше ходили босиком. Девушки на голове носили платки, а «очипок» начинали носить только после выхода замуж. Заплетённую косу девушки не прятали под платок и «очипок», как это делали женщины, а носили её открыто на спине, кроме того они украшались различными цветами. В этом их отличие от замужних женщин. Зимой женщины носили шубы и свитки узкого покроя.

В те давние времена все признавали тот факт, что малороссы отличались большой чистоплотностью, хотя они и не имели обычай ходить в баню, как русские крестьяне. Обычно омовения совершались в хатах и главной деталью его было мытьё головы. Голову мыли «лугом», который делался из горячей воды и золы, пропущенных через полотно. Мыли голову также кипячёным квасом, помазав её предварительно яичным белком. Часто стирали бельё, используя для этого щёлок, мыло и мел.

Наиболее распространённая пища у малороссийских крестьян - это борщ. Весной его готовили из щавеля, крапивы, капусты и бурачных листов, а осенью и зимою - из кислой капусты и квашенных бураков. Летом борщ варили с салом, бараниной или курицей, а зимой - с говядиной или свининой. В постные дни борщ варился с мелкой свежей или сухой рыбой, сушёной таранью, постным маслом. Видоизменённый борщ, или «капуста» готовилась обычно зимою с салом или свининой, а в постные дни - с постным маслом. Отличалась она от борща тем, что что представляла густую массу капусты с пшеном. Следующий вид наиболее употребляемой пищи малороссов - пшённая каша. Он была двух видов - густая каша и кулеш. Каша варилась с салом, или постным маслом, или с тыквой. Кулеш варился с куском сала и с мелкими кусками мяса, а постный кулеш - с картофелем, сухой рыбой, постным маслом. Дома кулеш употреблялся только для завтраков, да и то редко, зато он составлял главную пищу крестьян на поле и «чумаков» в дороге. Тогда было общеизвестной истиной то, что кулеш с салом, сваренный в поле на костре - одно из самых лакомых кушаньев, в то время как тот же кулеш, сваренный дома бабами - никуда не годен. Но ещё вкуснее полевого кулеша славился кулеш чумацкий, а секрет его приготовления состоял в том, что «чумаки», перевозившие грузы на телегах с волами на большие расстояния со скоростью 25 вёрст в сутки и часто ночевавшие в поле, при варке полевого кулеша пшена и сала не мыли, а уже на огне снимали грязную пену. Любили также наши крестьяне «галушки», «затирку», вареники, «пампушкы» и «млынци», то есть блинцы из пшённой муки. Важную часть в питании малороссов составляло свежее просоленное сало, которое требовалось в приготовлении любого блюда. Насколько они любили сало, видно из их же поговорки: «Як бы я був царём, так всэ б ив сало и спав на соломи». К Рождеству обязательно резали откормленных свиней и делали «ковбасы», начинённые мясом с салом и чесноком, а также начиняли помытые кишки пшённой кашей и поджаривали на сковородке. Это кушанье было очень вкусным и любимым малороссами. Из мучных блюд пекли «пампушкы», «оришкы», коржи, лапшевник и другие изделия. В большинстве случаев пищу варили только для обеда, а ужин готовили отдельно, вечером. Но так как вечером летом топить опасно, да и жарко, то почти у всех в огороде была печка для приготов- ления пищи. Хлеб малороссы употребляли пшеничный и редко - ржаной. Круглый пшеничный хлеб назывался «паляныця» и выпекался в печи на капустных листьях. Ещё выпекался хлеб «мижиситный», который делался следующим образом: муку сеяли на густом сите, а остаток высевали на редком сите, эта вторая мука и называлась «мижиситка». Хлеб из неё получался красноватый, с частыми не перемолотыми частичками кожицы с зерна. Этот хлеб был вкуснее и питательнее булок. Пекли ещё гречаники, из гречневой муки с прибавлением пшеничной. Этот хлеб имел тёмный цвет, хорошо не пропекался и был менее вкусен. Самые бедные крестьяне пекли хлеб из пшеничной муки, просеянной на редкое сито, пополам с ячменной. Этот хлеб быстро сох и твердел. Вся пища приготовлялась аккуратно и с особой чистотой.

Местное украинское население было весьма богато поэтическими сторонами обрядовой жизни. Эти обряды по своему происхождению относятся к глубокой древности и хранились поколениями потомков как завет предков, и как живое вос- поминание дорогой старины. Более всего эти обряды проявлялись у малороссов во время празднования Рождества, Нового года, Масленицы, Пасхи и других праздников. Вечером, перед Рождеством, то есть 6 января по нашему стилю праздновался богатый свят-вечер. Перед «образами» зажигались свечи, а на «покути», в переднем углу хаты, ставили «кутью» и «узвар». Эти продукты были обязательно в новых горшках, под которые подстилалось сено. Это сено после клали под кур-наседок, чтобы цыплята были лучше. «Кутью» приготовляли их толчёной пшеницы, а «узвар» - из разных сушёных плодов: груш, яблок, вишен, тёрна и других. После вечерни вся семья собиралась в хате и, помолившись, приступала к «вечере», то есть к ужину. Перед тем, как садиться за стол, глава семьи выходил во двор и звал на ужин мороз, снег, ветер: «Морозэ, морозэ, иды до нас вечеряты!» После ужина вся семья ложилась поскорее спать с радостью встретить утром великий праздник «Риздво».