• Главная
  • Статьи
  • Краеведческие
  • Болотов П. Преданья старины глубокой / П. Болотов // Россошь. - 2022. - 12-18 января. - С. 7. - Окончание. - Начало : Россошь. - 2021. - 29 декабря; 2022. - 5-11 января.

Болотов П. Преданья старины глубокой / П. Болотов // Россошь. - 2022. - 12-18 января. - С. 7. - Окончание. - Начало : Россошь. - 2021. - 29 декабря; 2022. - 5-11 января.

В первый день святок, на Рождество, по первому звуку заутреннего благовеста в малороссийской хате всё пробуждается и принимает особенно оживлённый, радостный и торжественный вид. Перед образами снова зажигаюся свечи, семья одевается в лучшие одежды и почти все до одного, от малого до старого, спешат в церковь.

После заутрени в церкви, по всей слободе мальчишки бежали «виршовать», то есть славить Христа-младенца. Этих «вирш», или стихов, было очень много и они были разнообразны. Ребята забегали в хаты к людям и читали наизусть свои «вирши»:

«Встану я рано,
Гляну на восток прямо,
Там звизда воссияла,
Трём царям путь показала.
Цари приходили,
Злато-срибро приносили
И так говорили:
Дива, Дива, дай нам твого сына!
Мы з ным будэм вик виковать,
А вас с праздныком, с Риздвом поздравлять!»

Или такая «вирша»:

«Я малэнькый хлопчик,
Излиз на стовпчик,
У дудочку граю,
Хрыста забавляю,
А вас с праздныком,
с Риздвом поздравляю!»

Или:

«Я малэнькый похолок,
Родывся в вивторок,
А в сэрэду рано
В школу отдано,
А я читаю, читаю,
Та нычого нэ знаю,
Тико аз, да букы,
Дайтэ копиичку в рукы!»

За «виршование» мальчикам люди давали в основном мелкие деньги или кренделя, для чего заранее заготавливали мелкие монеты и связки кренделей. Не принимать виршовальников считалось у малороссов верхом скупости. По обычаю, на Рождество после обеда, все недавно оженившиеся молодые отправлялись с визитом к тестю и тёще, которые принимали их с большим радушием и угощением. Вечером по всей слободе начинались «колядки». Парубки и девки, собирались в группы и ходили под окнами хат с предложением: «Чи заколядуваты вам?» Если получали разрешение хозяев, то пели хором «коляду», в заключение оканчивая её шуточным куплетом:

«Дайтэ грудку кашкы,
Кильцэ ковбаскы,
А ны дасы, сама ззисы,
Дайтэ ковбасу,
Я додому понэсу…» и так далее.

Или такая колядка:

«Колядын, колядын,
Я у батька одын,
Коротэнькый кожушок,
Дайтэ баба пирожок,
А ты, диду, грывну,
А то викна выбью!»

За колядку хозяева благодарили поздравляющих деньгами, а чаще «паляныцей», пирогами, «ковбасой» и прочей снедью. После обедни малороссы всей семьёй садятся за трапезу - разговляться. Но прежде, чем приступить к скоромной пище, они непременно доедают нарочно оставленные от вчерашней «вечери» остатки кутьи и узвару. Одновременно в этот вечер первого дня Рождества (то есть 7 января по новому стилю) пожилые мужчины, собравшись по двое или несколько человек, ходили по хатам и поздравляли односельчан с Рождеством, принимая в благодарность потчевание водкой. Это хорошо показано в кинофильме «Ночь перед Рождеством» по мотивам рассказов Н.В.Гоголя. На второй день Рождества был обычай - матери с маленькими детьми ходили к своим повивальным бабкам. К ним малороссий- ские женщины всегда относились с почтением и доверием, считая их знахарками. Всю неделю на святки, с 7 по 13 января по новому стилю, жители слободы ходили друг к другу в гости, а парубки и девчата гуляли по улице с песнями, а дети катались на салазках и, подражая взрослым также пели разные колядки и песни. Но вот наступает вечер под Новый год, это 13 января по нашему стилю. В слободе опять начинается суета. Мальчишки и девочки, а также парубки и девки собираются идти на улицу «щидровать» - поздравлять всех с наступающим Новым годом. А хозяйки по хатам начинают готовить «варэныкы, млынци, ковбасы, пряжоное сало» и другое угощение. В разных концах слободы слышится весёлое и громкое «щидрованье». Группа парней и девчат ходят от одной до другой хаты спрашивая: «Чи защи- дроваты вам?» , а когда получают согласие, то поют «Щидровку», заканчивающуюся обычно каким-либо шуточным куплетом, например:

«Щедрый вечир!
Добрый вечир!
Васылёва маты
Ходыла щедроваты,
За столом стояла,
Честный Хрест держала
Радуйтэся люды,
До ва Хрыстос будэ,
Богу свичку ставтэ,
А нам пыриг дайтэ.
Дай Бог вечир добрый,
Дайтэ пыриг довгый.
Та нэ ломайтэ,
А цилый дайтэ,
А свэрх пырига!
Щоб грывна була!»

Наконец, поздно вечером, голоса щидровальщиков затихают, улицы слободы пустеют, в окнах хат мерцают огоньки. Настало время вечери под Новый год. Этот ужин как и под Рождество проходит также торжественно. Перед образами зажигают свечи, совершается молитва и начинается ужин. В некоторых местах был обычай - после ужина выходить с хлебом за ворота. Это делали или хозяин, задумавший отправляться куда-либо, или девушка и парень, гадающие о своей судьбе. Выходя за ворота, они обращались лицом в ту сторону, где находился их интерес и прислушивались - какой звук послышится в той стороне. Если человеческий голос, то будет удача, а если голос животного - то успеха не жди. Утром на Новый год, это 14 января по новому стилю, после утренней службы в церкви, маленькие хлопцы насыпали в рукавицу или просто чулок зерно пшеницы, проса, гречихи, овса, ячменя, гороха и других зёрен и группой по несколько человек бегали по хатам «посыпать». Войдя в хату, они горстями бросали зёрна на иконы, приговаривая:

«На щастье, на здоровье,
На Новый год
Роды Боже жито, пшеныцю
На всяку пашныцю!
Будтэ здорови!
С Новым годом!
С прадныком, с Васылём!»

Кроме Нового года, 14 января отмечается ещё церковный праздник Василия Великого. За посыпания и поздравления мальчики получали мелкие деньги или по кренделю, или варенику. 5 и 6 января по старому стилю, это 18 и 19 января по новому стилю, празднуется Богоявление или Крещение Господне. Этот праздник, как и под Рождество, встречается святвечером и называется «голодна кутья». Празднование голодного вечера начинается с полудня, как раздастся церковный благовест на молитву. Все бросают работу и идут в церковь с разной посудой, чтобы принести святой воды. По окончании богослужения и освящения воды малороссы идут домой. Дома с мелом, кропилом и святой водой хозяин обходит весь дом, кропит святой водой все постройки, помещения и скотину, на дверях везде мелом ставит кресты от нечистой силы. Весь этот день до самого вечера малороссы голодают, ничего не едят, пока не стемнеет и покажется на небе звезда. Поэтому этот святой вечер и называется голодным. Существовал обычай, по которому именно в этот вечер крестники должны были отнести своим крёстным матерям и отцам «вечерю», то есть «кутью» и «узвар» с «паляныцей». За то крёстный отец дарил крестнику или деньги, или что-либо съестное. Многие пожилые крестьяне в полночь шли на реку, чтобы принести из проруби святой воды. Эта вода в течение целого года служила целительным средством при  всех недугах. Святая вода хранилась у малороссов в запасе и употреблялась во всех важных случаях. В самый день Крещения, после обедни в церкви, малороссы с образами и хоругвями крестным ходом отправлялись на реку, на «Ярдань». Там во льду вырубался предварительно большой крест, а около этого крести за столом покрытом белой скатертью, где лежал хлеб с солью, священники совершали освящение воды. Когда священник погружал крест в воду, то мужчины, у которых были ружья или пистолеты, стреляли в воздух, салютуя этому действу. Потом люди также набирали святой воды из «Иордани» и шли домой.

В заключение я хочу коротко сказать о календарной реформе. До реформы Петра 1, счёт времени на Руси шёл «От сотворения мира», отнесённого к 21 марта 5509 года до нашей эры. Если бы этот старый календарь работал до наших дней, то сейчас мы бы жили в 7529 году от сотворения мира. Новый год до конца 15 века начинался с 1 марта, а потом Новый год перенесли на 1 сентября. Это летоисчисление держалось до 1700 года. Указом Петра 1 от 15 декабря 1699 года Новый год стали отмечать с 1 января по Юлианскому календарю. В советское время, Декретом Совнаркома РСФСР от 26 января 1918 года, вместо 1 февраля старого стиля, стало считаться 14 февраля нового стиля. Русская православная церковь, в отличие от католической, осталась верна Юлианскому календарю и ведёт свой календарь по старому стилю.