Болотов П. Преданья старины глубокой / П. Болотов // Россошь. - 2021. - 29 декабря. - С. 7.

Редакция газеты «Россошь» предложила мне в канун Нового года написать очерк о том, как жили наши россошанцы в старое время и как они отмечали зимние праздники. Я этой темой интересовался в конце 1970-х гг. Читал этнографические записки краеведов 19 века – Д.И. Селиванова, Г.М. Веселовского, А. Фон-Кремера, Ф. Никонова, Г. Ткачёва в «Воронежской старине», в «Памятных книгах Воронежской губернии» и других печатных источниках. Эти материалы есть в Воронежском областном архиве и в краеведческом отделе Никитинской библиотеки. Также расспрашивал в то время местных старожилов. Около сорока лет назад, в районной газете «За изобилие», было опубликовано несколько моих статей о быте и обычае потомков украинских переселенцев, которые укоренились в слободах и хуторах нашей округи. Территория, заселённая малороссами хуторами и слободами в Воронежской губернии столь обширна, что её стали называть «Слобожанщина».

 За последние тридцать лет, в результате усиления миграционных процессов, коренного населения стало меньше, но в бывших слободах, а ныне они называются сёлами, или поселениями, ещё живут пожилые люди, потомки украинских крестьян, которые должны помнить детали быта и жизни их дедушек и бабушек. Да и молодёжи надо знать традиции предков.

В старые времена, в начале 17 века, наша местность – долина Чёрной Калитвы и соседние земли называлось Диким полем. Это была русская территория, но здесь в то время часто ходила туда-сюда татарская конница крымских и ногайских татар, которая с юга нападала на Московское государ- ство, грабила окраинные города и сёла и угоняла в плен русских людей. Поэтому постоянно живущего населения на Чёрной Калитве не было. Но русские люди в начале 17 века уже использовали эту долину как Калитвянский ухожай. В летний период этот ухожай сдавался Московским правительством в аренду на год промысловым людям, по современному – вроде предпринимателям, которые вели здесь промыслы: охоту на зверей и птицу, ловили рыбу, бортничали. Что добывали – то продавали в городах, платили годовой откуп в государеву казну, тем и жили. В 1652 году для укрепления юга России на Белгородской черте был построен город Острогожск в виде небольшой крепости. Это наш будущий уездный центр. Сразу же там было разрешено поселиться украинским казакам с семьями, 1003 человека, во главе с украинским полковником Иваном Дзиньковским. Украинцы в то время уходили на свободные земли от притеснения польской шляхты. По договору с русским правительством казаки Острогожского полка стали нести службу по охране южных границ от татар. За это тогда же, царской грамотой, им были пожалованы земли бывшего Калитвянского ухожая, для ведения различных промыслов. В 1681 году был заключён Бахчисарайский мирный договор России с Турцией. После этого татары уменьшили свои набеги и появилась возможность возникновения постоянного поселения по берегам Чёрной Калитвы. В это время переселение черкас, то есть украинцев, в нашу местность приняло широкий размах, так как они страдали не только от притеснения поляков, но и от нашествия на Украину турков в 1677-1678 гг. В 1680 году представители переселенцев по- дали русскому царю челобитную с просьбой о наделении их землёй для поселения. Им разрешили поселиться по обе стороны реки Тихая Сосна, Оскол и Донец, между Цареборисовым и Усердом. В 1682 году на левом берегу Днепра было собрано более 20 тысяч переселенцев, ожидавших разрешения царя на переселение. Украинский гетман Иван Самойлович послал в Москву Ивана Мазепу с прошением о поселении этих черкас на свободных землях слободских полков. Им было разрешено поселиться на порожних землях Острогожского полка. Вполне вероятно, что в 1682 году такое поселение украинских крестьян могло возникнуть и у слияния рек Россоши и Чёрной Калитвы, я имею в виду нашу слободу Россошь, сначала она называлась Россоши. Надо отметить, что переселение украинцев в Воронежскую губернию продолжалось и в 18 веке, а частично и в 19, и до самых столыпинских реформ. Поэтому даже в 1920-х годах, в Россошанском уезде, а потом и в Россошанском округе, проживало до 80% украинского населения, то есть хохлов. Постепенно они обрусели. В 1928 году, когда Россошь стала центром округа, было приказано провести украинизацию школ и всех контор, чтобы все вели переписку и учились украинскому языку. Видимо, в Москве решили не ущемлять национальные чувства украинцев. Но грамота мовы не нашла поддержки и в 1933 году снова перешли на русский язык. В связи с многочисленностью малороссийского населения, быт, обычаи и традиции крестьян в нашей местности отличались от обычаев и быта русских крестьян северных уездов Воронежской губернии, или великороссов, как писали в документах 19 века.

Оседая на свободных землях, малороссы основывали слободы, от слова свободный, то есть не закрепощённый, а от слобод от- делялись хутора. Так, от слободы Россоши отделились в своё время хутора Подгорный, Эсаульский, Новопостоялый и другие. От слободы Ольховатки – хутора Марченков, Гирлов, Неровный и пр. Свой дом малороссы называли хатой, которую строили внутри обширного двора, с выходом торцевой части на улицу. Когда дуба было много, хаты строили из дубового леса, а когда дубовый лес израсходовали, то хаты делали из вербы и лишь внизу, в основание клали дуб. Также, более бедные крестьяне, лепили хаты плетянки, или лозянки, обмазывая плетёную лозу толстым слоем глины. Крыши делали из соломы или камыша, стягивая его жердями. Из под соломенной крыши выходила длинная труба. Хата строилась длинной конфигурации, два окна выходило на улицу и одно или два окна выходили во двор. Низ хаты, по всему периметру обкладывался невысоким ящиком из брёвен, куда насыпалась земля. Это устройство называлось «прызьбой». Стены обмазывались глиной и три раза в год, перед большими праздниками, белились разведённым мелом. Для украшения хаты, вокруг окон и дверей обводили красной, или чаще жёлтой каймой. Хаты у малороссов были всегда чисто побелены и имели опрятный вид. Спереди хаты находилось крыльцо с навесом, столбами и решёткой с трёх сторон, пола на крыльце не было. За низенькой дверью и высоким порогом располагались сени, где был отгорожен чулан. Из сеней был вход в две комнаты, тоже с низкими дверьми и высокими порогами. Внутри хату также мазали глиной и белили мелом. Внутри мазали четыре раза в год – перед Пасхой, Рождеством, Троицей и перед престольным праздником, который проходил в день празднования того святого, каким названа церковь в данной слободе. Так, если в слободе Россоши с начала её образования была построена между 1715 и 1721 годами первая Крестовоздвиженская церковь, то престольный день приходился на 14 сентября по старому стилю, то есть 27 сентября по новому. Это был праздник Воздвижения Честного, Животворящего Креста Господня. Потолок или «горище» хаты обмазывали чисто глиной и на «горище» обычно помещали сушёные плоды, хлеб, выделанные овчины, ненужную одежду и прочую всячину. Над сенями потолка не бывало. Позже начали строить хаты с высоким крыльцом, а внутри отделяли кухню и «кивнату» – чистую половину хаты. Печи были как в кухне, так и в чистой половине. Печи делались большими, наверху устраивалась печь для сидения и лежанка, а сбоку пристраивалась лежанка с «грубкою», то есть маленькой печкой. В старину печь и особенно «грубки» обделывались зелёными поливанными плитками, похожими на кафельные, позже печи стали красить жёлтой и красной глиной или синькой, а внизу – чёрной глиной. Кухонная печь была меньше разрисована, так как постоянно работала для приготовления пищи. Но, несмотря на это, хозяйка каждый день после топки, всегда её подмазывала. Таким образом печи служили своеобразным украшением хаты и по ним можно было судить о характере хозяйки. У многих хозяев другая комната бывает там, где по настоящему бывает чулан, то есть в сенях. Эта комната называлась «хатыною» и делалась иногда для стариков, а иногда использовалась как кухня. В чулане ставили молоко и другие припасы, а также сундуки и так называемые «скрыни». Если чулана не было, то в этом месте делался закром для зерна, хотя зерно часто ссыпалось на «горище».

Продолжение следует...