• Главная
  • Статьи
  • Краеведческие
  • Девятко А. "Дневник сельской учительницы" глазами сельского учителя / А. Девятко // Россошь. - 2022. - 6-12 апреля. - С. 7. - Окончание. Начало : Россошь. - 2022. - 30 марта-5 апреля. - С. 7.

Девятко А. "Дневник сельской учительницы" глазами сельского учителя / А. Девятко // Россошь. - 2022. - 6-12 апреля. - С. 7. - Окончание. Начало : Россошь. - 2022. - 30 марта-5 апреля. - С. 7.

Применяли силовые варианты варианты в Чернышовской начальной школе не все учителя, и не скажу, что так уж и часто. Злоупотребляла этим больше всего лишь одна учительница. Моей старшей сестре она однажды повыдёргивала волосы, не сумев объяснить труднообъяснимые места из излагаемых ею предметов. Пришлось подключиться нашему отцу. Тот случай, к счастью, был единственным за мою школьную жизнь, но я не забыл его до сих пор, он и позволил мне разделять взгляды великого Толстого и других его последователей. Обижать, унижать детей НЕЛЬЗЯ! Кто так не думает, браться учительствовать не должен!

Важная сюжетная линия дневника Кившенко - приобщение простого народа (и детей, и взрослых) к чтению произведений классиков отечественной литературы: А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, А.В. Кольцова, Т.Г. Шевченко, Н.А. Некрасова. Предпочтение, конечно же, отдавалось произведениям Л.Н. Толстого («Чем люди живы», «Бог правду видит, да не скоро скажет» и др.) и писателей его круга: Е.П. Свешниковой, В.И. Савихина, Л.Е. Оболенского, специально написанным для «Посредника». Кившенко рекомендовала эти издания своим ученикам и их родителям, записывая их отзывы о прочитанном в своём дневнике. Если верить Кившенко. то читательские запросы крестьян полностью соответствовали толстовским идеалам. Она тщательно подбирала желательные ей факты и изображала крестьян такими, какими их видели толстовцы. В действительности крестьяне отдавали предпочтение лубочной литературе. «Мне б про убийство да про колдовство, чтобы кровя стыли», - говорил один мужик московскому издателю книжек «Посредника» И.Д. Сытину. Тем не менее, распространение Кившенко толстовской лите- ратуры тревожило местную власть. Поселившись в Ивановке, Кившенко быстро установила контакт с местным населением, которое оказалось более радушным и доверчивым, чем в Александровке. Окрестные жители потянулись к ней как к «учёному человеку» за разъяснением мучивших их духовных и житейских вопросов.

В январе 1886 г. учительницу неожиданно посещает местный исправник, потребовавший сведения о её личности. В марте в Ивановке появился сам уездный предводитель дворянства, тоже «познакомиться поближе». Он уже прямо просит Кившенко быть осторожней с книжками, потому что они не одобрены. Развязка событий происходит в конце мая 1886 г. У Кившенко уже давно были натянутые отношения с местным помещиком Николаем Астафьевым - попечителем её школы. Крестьяне часто пасли свой скот на барской земле. За потравы следовало их штрафовать. Кившенко, напротив, убеждала всех, что надо прощать людей, и внушала эту мысль крестьянам. Терпение помещика лопнуло, и он попросил Кившенко, как сторонницу крайних взглядов, покинуть школу. Помещика поддержал местный священник Александр Шовский, который предложил на место «опальной» учительницы свою дочь, ранее преподававшую в Ивановке. Кившенко противиться воле попечителя школы не стала. Собрала вещи и уехала в Петербург, заниматься делами издательства «Посредник». Первого июля в письме к Черткову, который тогда находился в Англии, она сообщает о своих планах вместе с Анной Дитерихс отправиться на работу в земскую больницу. Но подруга осенью выйдет замуж за Владимира Черткова и Кившенко изменит своё решение. В октябре того же года она вернётся в Ивановку, чтобы передать школу новой учительнице и проститься со своими учениками и знакомыми. Проводы были подробно описаны в дневнике со слезами и упованиями непротивления злу насилием. Работая в «Посреднике» над расширением его программы изданий для народа, Кившенко активно использует собственный опыт общения с потенциальной читательской аудиторией. Кившенко решается на публикацию своего дневника на страницах самого близкого к толстовцам журнала «Русского богатства» Л.Е. Оболенского. По понятным причинам ей пришлось изменить названия нескольких населённых пунктов, имена и фамилии главных действующих лиц. Ивановка станет Петровским, по Петропавловскому собору, Александровка - Породищем, Лизиновка - Ольгино, помещик Николай Астафьев - Николаевским или N.N., священник Александр Шовский отцом Никанором, а его дочь Вера - Софьей. Все духовно близкие к Кившенко люди или зашифрованы инициалами, как, например, известные толстовцы А.К. Дитерихс, О.Н. Озмидова, Ф.Э. Спенглер, или вовсе не называются по имени, а об их лидере В.Г. Черткове говорится намёком и вместо фамилии стоит троеточие. Должностные лица, священники и учителя соседних школ тоже, как правило, безымянные. В избытке в дневнике имена и фамилии крестьян, но их правильность вызывают сомнения. Через некоторое время Кившенко уедет во Весьегонский уезд Тверской губернии, выйдет замуж за крестьянина, продолжит работать сельской учительницей, сохранив при этом верность своим юношеским идеалам. В 1892 её опять отстранят от должности учительницы, на это раз школы грамотности в имении князя Д.И. Шаховского в селе Малашкине, как неблагонадёжной в политическом отношении. Годом раньше Тверской губернатор П.Д. Ахлёстышев доводил до сведения епархиального училищного совета, что Кившенко была уволена с прежнего места работы «за вредное направление, даваемое детям и внушение им либеральных идей».

...Подытоживая сказанное выше, отметим, что в своём «Дневнике» Кившенко удалось воспроизвести сложный и противоречивый мир отдалённого украинского села, настоящего «медвежьего уголка». Она смогла войти в доверие к его жителям (ей даже предлагали выйти замуж за деревенского парня), узнать, как и чем они живут, что их тревожит и радует. Кившенко сумела показать, как этот мир мало отличается от остальной народной Руси. Та же бедность, невежество, пьянство и то же стремление выбиться в люди и зажить «по человечески». В «Дневнике» очень правдиво отображена жизнь рядовой сельской учительницы, её повседневные бытовые трудности, нередко приносящие физические и нравственные страдания. Тяжелые условия учительского труда, переполненные учебные классы и ненормированный рабочий день, непростые отношения с местными помещиками и духовенством, которые могли лишить её места и жалования. Хотя были вместе с тем и свои положительные моменты: радость от общения с учениками, сознание востребованности своего труда, уважение односельчан. Н.Д. Кившенко и многие другие представители передовой русской интеллигенции жили идеями и высшими духовными стремлениями. Отсюда их горячая преданность делу народного образования, готовность отказаться от собственной семьи и даже опроститься, т.е. заниматься крестьянским трудом, чтобы полностью слиться с народом. «Дневник сельской учительницы» - это возможность заглянуть во внутренний мир этих народных просветителей и лучше понять мотивы их экстравагантных с точки зрения обывателя мыслей и поступков.

Описанная в «Дневнике» жизнь  Надежды Кившенко, отдавшей лучшие годы делу просвещения простых людей Малороссии, служит прекрасной иллюстрацией того, как в России зарождалась сельская интеллигенция - в муках, сомнениях, претерпевая страдания и не страшась положить на алтарь прогресса собственную судьбу.