Березуцкий В. Место для избранных / В. Березуцкий // Коммуна. – 2020. – 26 июня. – С. 4.

Сарматы - общее название ираноязычных кочевников, обитавших на обширных пространствах степи от Урала до Днепра. Древний географ Страбон (65 г. до н.э. - 25 г. н.э.) впервые выделил среди сарматов отдельные племена - языги, роксоланы, аорсы, сираки...

После завоевания сарматами Скифии они стали могучей военно-политической силой в степях Северного Причерноморья, с которой должны были считаться и Рим, и государства Малой Азии. О
численности этой кочевой военной силы свидетельствуют, в частности, сообщения Страбона о военных конфликтах и участия в них сарматов:« Царь сираков Абеак... выставил 20 000 всадников, царь аорсов Спадин - даже 200 000 всадников...».

В середине I в. н.э. с востока на Нижний Дон и в Северное Причерноморье приходят аланы, покорившие все сарматские племена и ставшие во главе нового кочевого объединения. Аланы были главной господствующей силой до конца IV в. н.э., до нашествия гуннов: «...гунны, пройдя через земли аланов, произвели у них страшное истребление и опустошение, а с уцелевшими заключили союз и присоединили их к себе», - писал римский историк Аммиан Марцеллин. Так закончилась многовековая история сарматского могущества.

Со II в. до н.э. сарматы начинают медленное освоение среднего течения Дона, территории нынешней Воронежской области. По-видимому, первыми из них были роксоланы. Несколько разрозненных погребений, датируемых II-I вв. до н.э. археологами отождествляются с роксоланами Страбона. Массовое заселение воронежского края сарматами начинается с I в. н.э. Более всего погребений приходится на I-II вв. н.э. Тогда же не разрозненные погребения, а целые
курганные группы (сарматы хоронили умерших в небольших по размерам курганах) появляются по рекам Воронеж, Хопер и их притокам. Кто были эти сарматы, остается загадкой, и вряд ли они были исключительно аланами или, к примеру, аорсами. Это были разные сарматские племена,
имена которых еще предстоит изучить археологам.

С 2012 года археологическая экспедиция школьников Воронежской области и студентов ВГПУ, объединенных в организованное сообщество юных археологов «Возвращение к истокам», прово-
дит исследование сарматских курганов у села Новая Чигла в Таловском районе. Более двадцати курганов цепочкой расположились по границам высокого мыса правого берега реки Чигла, впадающей Битюг. Курганы оказались очень интересными и информативными. Сарматы оставили после себя роскошную посуду, сделанную на гончарном круге племенами меотов, живших на Нижнем Дону и торговавшими посудой. Поражает воображение количество разнообразных
бус, изготовленных в греческих стеклодельных мастерских городов-государств Причерноморья - Ольвии, Херсонесе, Пантикапее...

В сравнительно небольшом могильнике найдено три литых бронзовых котла - признаки рижизненной власти их владельцев. Глиняные ритуальные сосуды - курильницы - сопровождали
женщин, наделенных жреческими обязанностями. Но более всего повезло археологам
в том, что благодаря плотному грунту скелетные останки сарматов здесь хорошо сохранились. Дело в том, что более двух сотен исследованных в разное время сарматских погребений в курганах на реке Воронеж совершенно не сохранили скелетных останков, также благодаря
грунту - песчаной почве. А поэтому вопрос о том, кому принадлежали погребенные - мужчинам, женщинам или детям решался по составу погребального инвентаря. Однако такие определения не надежны. Известно немало погребений мужчин с зеркалами, а женщин с предметами вооружения, но без женских украшений. Естественно, что никакой информации о возрасте умерших не было.

Но вот Новочигольские сарматские курганы... Вначале мы не обращали внимание на странности поло-возрастных особенностей погребенных: дети, взрослые, вроде мужчины есть, вроде женщины...Это «вроде» уточнили антропологи - специалисты, определившие пол и возраст погребенных. И получилась странная и не совсем понятная картина. А новые факты все более обозначали проблему, стоявшую перед нами. Что же так смутило археологов?

Четверо погребенных оказались мужчинами, возраст которых был от 30 до 45 лет.
Одиннадцать умерших - женщины, возраст которых также «уходил» за 30 лет. Всего пятеро погребенных оказались детьми от 1,5 до 6-8 лет. Причем в трех случаях умерший ребенок сопровождал в мир иной взрослую женщину, в двух же случаях для детей сделали отдельную могилу и похоронили в одно время со взрослыми членами общества. Причем взрослые (это были женщины) обладали признаками высокого положения в обществе (бронзовые котлы и другие социально престижные вещи). Естественно возник вопрос: а где же остальные сарматы, с другими возрастными прзнаками? Где 15-20-летние, 20-25-летние? И что это за общество, где большинство представлено женщинами и так мало детей?

Так выплыла на свет проблема. Казалось, поначалу она может решиться новыми раскопками. Но могильник исследован почти полностью и новые погребения уже не измнят существующую картину. Впервые с такой ненормальной популяцией сарматских коллективов столкнулись антропологи на Нижнем Дону, изучая курганы степной части Дона. Появились первые предположения и гипотезы.

Одни антропологи полагали, что в военные походы отправлялись главным образом, взрослые члены кочевой орды. Их-то и хоронили в курганах. Отсюда и ненормальная возрастная представительность. Но оставалось все равно непонятным: в одних могильниках было подавляющее большинство женщин, в других - мужчин. И везде мало или совсем нет детей. Но через эти неясности постепенно становился все более понятным ответ на вопрос, откуда такая
ненормальная половозрастная представительность – ведь в курганах хоронили не всех
представителей сарматского общества, а только избранных! Избранных по каким-то неведомым пока нам признакам. Возможно, это были боевые заслуги, уровень власти в орде и т.д. Но тзбранных! Фактически и для сарматского общества проявляется картина, уже давно известная археологам эпохи бронзы, скифского времени: курган не для всех, курган - место избранных.
Остальных хоронили по другим обрядам, не предполагавшим курганную насыпь. А дети? Конечно, могильник у села Новая Чигла оставлен не для всех членов сарматского
коллектива, в том числе и не для всех детей, а лишь для тех, которые по каким-то неведомым нам причинам были достойны сопровождать умерших взрослых соплеменников. Новый уровень развития науки, которая не стоит на месте, со временем позволит ответить на вопрос, являлись ли дети и взрослые членами одной семьи или нет.

Сквозь дымку веков и тысячелетий не просто разглядеть очевидное, а разглядев, не просто его понять. Но только поняв его, можно говорить о научном открытии, достойным быть записанным в Книгу Времени.