Калина О. Правила без игры / О. Калина // Здравствуй!. – 2010. - № 32. – С. 10.

Рекорды побиты давно: оказывается, «свои» 39"С Воронеж пережил ещё в конце июня... Москва «догнала» столицу Черноземья лишь через месяц... Жара стоит такая, что лень даже дышать —хочется стать моржом. Но, осторожно-опасливо прогнозируют метеорологи, август (а может, и сентябрь) порадуют мягкой и комфортной погодой. И тёплыми вечерами по улицам старого Воронежа вновь будут с наслаждением бродить горожане. Вы заметили, что бродить хочется именно по старому городу, районы новостроек и обезличенных многоэтажек энтузиазм вызывают лишь у любителей пива – не все ли равно, на какой лавочке притулится?

А речь — как раз о том, чтобы гулять с удовольствием по родному городу хотелось и моглось везде... Но это уже - вопрос, находящийся в компетенции государства. Генеральный план застройки Воронежа со скрипом, но всё же принят в минувшем году. А вот можно ли его назвать планом и насколько он генеральный — хотелось бы разобраться, но... сложно это. И в силу некомпетентности своей, и в силу закрытости публичных (!) слушаний — в том смысле, что слушать ты мог, а слышать тебя — не собирался никто изначально. И в том - генеральная линия любого государственного законотворчества.

...Первый регулярный план застройки Воронежа был разработан комиссией под руководством зодчего И.Е. Старова. Даже сегодня в плане застройки тех лет можно обнаружить очертания центральной части города. Так называемые лучевые улицы, отходящие от Университетской площади, — Володарского, Плехановская, Платонова, 9 Января - сохранились до наших дней. Так генплан в 1779 г. был подписан Екатериной II с резолюцией «Быть по сему, а лавки позволить иметь и по домам». По масштабности с ним может сравниться лишь генплан предвоенного десятилетия. Тогда, в 1933 г., при участии архитектора А.И. Попова-Шамана была разработана генеральная схема развития города, а в 1935-1939 гг. при участии архитектора А.В. Миронова — генеральный план города. Один за другим возводились крупные заводы, а рядом – целые уреждениями образования, обслуживания и пр. И никто в новых микрорайонах не сетовал на отсутствие инфраструктуры — детсадов, магазинов (как это происходит сегодня). Появляются и общественные здания - Управление ЮВЖД, Госбанк, знаменитый «Утюжок», построенные в стиле конструктивизма, пропагандирующего сближение искусства с практикой индустриального быта (что поделать, эпоха производственной индустриализации!). И всё же господствующим стилем в советской архитектуре стал неоклассицизм, яркие образы которого вырастают на пр. Революции — Дом книги и Дом связи. А самой крупной градостроительной акцией в предвоенном Воронеже стало формирование нового административного центра на бывшей Староконной площади — с богатой отделкой и орнаментом зданий обкома и облисполкома. Многими уникальными постройками предвоенный город обязан архитекторам Н.В. Троицкому, А.И. Попову-Шаману, А.В. Миронову, Н.В. Александрову.

А вот после войны в городе сохранилось не более 5% всех зданий — больший масштаб разрушений был лишь в Сталинграде и Минске. Новый генеральный план восстановления и развития города был разработан в 1944 г. архитектором Л.В. Рудневым. Проложены новые улицы - Мира и Кардашова, на бывшем кадетском плацу разбит детский парк, сформированы бульвары на улицах Кольцовской, Плехановской, К. Маркса и других. Восстанавливая город, архитекторы и строители особенно заботились о сохранении его исторической части - здания XVIII-XIX вв. реставрировались деликатно и трепетно (есть кому сказать спасибо). Заново были сформиро ваны пл. Ленина и Черняховского, заново перестроены здания Управления ЮВЖД, «Утюжка», строительного института, воссозданы памятники Петру I, Ленину, появились мемориальные комплексы на Чижовском плацдарме и Московском проспекте. И только остов разрушенной ротоды - круглого корпуса бывшей областной больницы - сохранён, как память о войне. Последний (это не оговор-ка) генплан города был утверждён в 1970-м. Главное его направле-
ние — интенсивное многоэтажное строительство. Так появляются новые жилые районы — Северный, Юго-Западный, Северо-Восточный...

Основой же ныне принятого плана стала идея развития города с учётом пригородных зон. Разра-
ботка была начата в 1996 г. По словам главного архитектора Воронежа А.П. Бородецкого, «...ген-
план — это определённый порядок ведения строительства и выделения финансовых средств». Он же отмечает, что «...сегодня на градостроительном рынке появилось большое количество участников, каждый из которых имеет свои права и преследует собственные интересы». Я, конечно, дилетант, но слова эти из уст чиновника от архитектуры, облачённого государственной властью, слышать по меньшей мере странно. Не потому ли город год за годом теряет своё лицо? Как сохранить исторический облик города, если строит кто хочет, как хочет и где хочет? И можно ли в таком случае называть генеральный план генеральным, да и вообще планом? Хаотичность, бессмысленность и нелогичность — вот, на взгляд рядового обывателя, господствую-
щие принципы застройки города на протяжении многих лет. Возводим фешенебельное жильё — накладываем на него аресты; начинаем строительство — замораживаем на какой-то стадии. А потом оказывается, что предыдущий план 1970 г. не выполнен... И в новом — основным географическим направлением остаётся то же расширение в сторону Семилук, Малышево, Шилове и застройка Александровки и Отрадного. А проект сноса домов постройки конца 40-х годов XX столетия (по ул. 9 Января, Клинической, Ленинградской) только-только вроде бы (!) начали «увязывать» с программой ликвидации ветхого и аварийного жилья. Проблемы увеличения мощностей водозаборов, реконструкции очистных сооружений и систем ливневой канализации тоже «плавно перекочевали» в новый генплан. Любопытно, а что делали-то добрые три десятка лет?

Для разгрузки городских магистралей «генпланом» предусмотрено создание двух транспортных колец. Но, как и все предыдущие положения документа, это тоже требует, по словам  специалистов, «доработки», «согласования» и прочих «утверждений». А потому многое из обозначенного в генплане выглядит фантазией на госуровне: «лёгкое метро» (сколько лет слышим уже об этом?), возрождение трамвайно-троллейбусного сообщения (только что к 65-летию Победы спешили закончить работы по удалению трамвайных рельсов с ул. Ворошилова), создание автомобильных колец (уже невозможно из-за капитальных строений на магистралях), сохранение рекреационных зон («зелёные» уголки исчезают, а нам обещают вместо 6 м2 насаждений на человека — 13 м2), и пр., и пр. И потому мы можем лишь с сожалением согласиться с мнением воронежского архитектора В. Каплия: «...работа над генпланом превращается в простое фиксирование того, что в городе происходит само собой».

На фоне этого «само собой» говорить о публичных слушаниях просто бессмысленно. Зато шли они почти целый год, но за который никто так и не услышал никого из жителей улиц Свободы, Южно-Моравская, посёлков Сомово, Репное и др., зато увидел бесчисленные иски в суды по незаконному строительству, незаконной вырубке и пр.

«Устаревшим ещё до своего принятия» назвал генплан архитектор Ю. Красиков. Ни одного проекта-прорыва. А как нужен он, хотя бы в отношении Воронежского водохранилища — градостроительной оси города , определяющей общую экологию . Нынешнее же состояние этого водоёма становится опасным для здоровья...

Т. е. порядка 20 млн, в которые обошёлся генплан, уже не вернуть, а город вновь рискует остаться жить в режиме архитектурного беспредела.

А вот в конце XIX века, когда разбогатевший крестьянин Яков Гордеев, получив разрешение городской думы на возведение двухэтажного дома со службами, устроил ещё и не обозначенный в проекте палисадник, к нему тут же был прислан городской инженер для дознания и выписана бумага на штраф...

Более века прошло, а привычка жить цивилизованно устойчиво не вырабатывается. Душа болит за ту малую часть города, где ещё живо дыхание древней истории. Богатому наследию края без нашей помощи не выжить. А так хочется, чтобы гулять по старому городу тёплыми сентябрьскими вечерами могли и дети наши, и внуки...