Ечин А. О чем молчат куклы : интерьвью / беседовала И. Лазарева // Берег. - 2022. - № 77. - С. 31.

Есть такая профессия - играть в куклы. Вот только прежде куклу надо придумать, изобразить в эскизе, подобрать для нее одежду. Тем, чтобы вдохнуть в нее театральную магию, занимаются художники-постановщики. И каждая кукла для них - и радость, и муки творчества. О специфике своего ремесла заслуженный художник России Александр Ечеин рассуждал в беседе с корреспондентом «Берега» на открытии персональной выставки «И радостью своею поделюсь...» в Воронежском государственном театре кукол «Шут» им.Вольховского.

«В ТЕАТРЕ ЗАЖМУТ В ТИСКИ»

- Александр Николаевич, известно, что последнее слово в спектакле за режиссером, но ведь художник - это всегда жажда творческой свободы. Трудно ли существовать в обозначенных рамках?

- Нам еще в институте сказали: вы можете раскрепоститься только на учебе, а придете в театр - вас и зажмут в тиски. Нам привычно. Никого не удивить тем, что мы зависим от денег и плана, зависим и от режиссерской идеи. Часто так бывает, что режиссер сначала дает тебе полную творческую свободу: придумывай что хочешь. Но потом эта свобода потихоньку сужается, остается узкая тропинка, по которой ты должен пройти. Пусть есть ограничения, но мы делаем все ради того, чтобы обмануть зрителя. Обмануть - в хорошем смысле этого слова. Зритель должен верить в то, что происходит на сцене. А для этого, во-первых, если поезд по рельсам не едет, то нам по рельсам не едет, значит, декорацию надо переделать, а во-вторых, нам нужно применять свои фишки, которые способны эту театральную магию создать. К примеру, как поменять одну куклу на другую незаметно для зрителя? Вот это тоже я должен придумать. И это очень интересная работа. Художник в театре еще и инженер.

ГДЕ ШТАМП, ГДЕ ПОЧЕРК?

- Проводя экскурсию по выставке, вы сказали, что, как и любой художник, заштамповались. Но так ли это? Не путаете ли штампы с авторским почерком?

- Авторским почерком отличаются хорошие художники, и я могу, посмотрев на кукол, понять, кто является их автором. Причем есть яркие имена, открывающие собственные стили, которые потом сопровождают их волей-неволей всю жизнь. Лично мне, когда я вижу из спектакля в спектакль одинаковых кукол, очень это мешает. Да, это определяет стиль художника, но оставляет ощущение, что подобное уже где-то было,  и я уже все это видел. По этой причине стараюсь уйти от какого-то собственного стиля, хотя этим себя донимаю, от этого мучаюсь. И чем дольше художник работает, тем больше он мучается, потому что хочется придумать что-то еще. Раньше легче было работать, потому что материала было мало, мы делали имитацию. Я могу сделать бархат из сатина, и вы никогда не узнаете, что это сатин. Но такие фокусы, к сожалению, исчезают из театра. А бархат из бархата - мне неинтересно.

- У вас же есть авторский стиль : все ваши куклы - с душой. Их характер можно понять еще до первого  движения актера, неужели и это стараетесь искоренить, опасаясь заштампованности?

- Нет. Здесь другое, оно само собой происходит. В этом я как раз не виноват. Я их создал и отпустил. Дальше они в свою жизнь уходят. Хотя даже злодеи у меня получаются добрыми. В театре кукол не может работать злой человек, так как это уникальная профессия.

- Театр кукол - отдельный жанр театрального искусства, однако сегодня актеры-кукольники все чаще стараются удивить зрителей своей драматической природой, больше работают «живым» планом, а кукла становится при них как дополнение, инструмент или средство. Как вы к этому относитесь?

- Я категорически против такой позиции, хотя действительно есть режиссеры, которые говорят о кукле как об инструменте. Я не сторонник этих явлений, так как убежден, что кукла - это актер, с которым актер-человек должен породниться, наделив его своей душой. А это соединение органично тогда, когда ты сумел сделать так, что зритель видит куклу и не видит тебя. В театре кукол хороший актер тот, на которого не смотрят, не видят, даже когда он стоит рядом с куклой в полный рост.

ИМПРОВИЗАЦИЯ В БИОГРАФИИ

- Персональная выставка «И радостью своею поделюсь...» - это 34 года вашей творческой биографии (представлены эскизы и работы 1986-2022 гг.). По какому принципу вы отбирали работы?

- Это импровизация. Какие-то из моих работ зрители могли видеть на других выставках, у меня их было немало. Поэтому просто старались взять то, что еще не показывали. Тем не менее на выставке представлены куклы и эскизы из 15 спектаклей, поставленных разными режиссерами – Юрием Фридманом, Валентином Козловским, Валерием Вольховским и другими. Среди выставленных кукол - персонажи из спектакля «Бука», над которыми мы работали вместе с Козловским, прибывшим к нам из цирка Юрия Никулина. Это его первая работа на нашей сцене, сделанная в жанре клоунады. Рядом мы поместили черновые макеты к постановке «Волшебное кольцо» по Платонову, с ним мы участвовали в первом Платоновском фестивале искусств. Представлены эскизы к спектаклям Челябинского театра, в частности к работе Вольховского «Али-Баба и сорок разбойников». Мы хотели ставить спектакль в Челябинске еще в 1986 году, но он там как-то не пошел. А в воронежском театре некогда проходной спектакль закрепился, там нашлось решение: артисты стали вживую играть на музыкальных инструментах. Постановка по-прежнему в репертуаре, только в ней кое-что изменилось с течением времени. Вывешены эскизы к «Сказкам бабушки Корольковой». Мы единственный в России театр, где идет спектакль по материалам нашей воронежской сказительницы. Этой выставкой мы хотели познакомить гостей с творческим процессом создания спектаклей - от замысла до воплощения. Моя выставка будет работать до 20 декабря, а потом эстафета перейдет к моим коллегам, которые также пустят в свое закулисье, познакомят со своими работами.