Бройде В. Продается душа / В. Бройде // Книжное обозрение. – 2010. – № 27 (2297). – С. 21.
Кудрявым овечкам всегда неуютно, если они черного цвета. Так же неважно себя чувствуют белые вороны, волки, предпочитающие шоколад, толстые девочки в балетном классе и маленький Асмодей – сын Повелителя Огня и Вздохов, дитя Подземного царства, где корчатся от страданий и горят в адском Пламени сотни пропащих душ. Только вот Асмодею больше по душе греться в его отблесках, сидя рядом и мирно опустив копытца в таз с водой. В отличие от своих многочисленных братьев и сестер, которые, напротив, как и подобает «воспитанным детям» из того мира, – носятся, тыкают друг друга вилками в попу, рыгают и сквернословят. «Словом, веселятся от всего сердца», – заключает Ульф Старк, автор этой по-доброму пугающей, оптимистичной, хотя и грустной истории.
Неудачники, которых принимают за неудачников, вовсе не обязательно – неудачники. Они могут так думать сами, как и их родственники, учителя, соседи, да все окружающие, но... но ведь и лук, обычный репчатый лук, от которого в три ручья плачут хозяйки, может быть прекрасен, если только найти к нему правильный подход. «У всего на земле есть смысл», – замечает между делом Старк. И его герой, руководствуясь этой мыслью, ну и еще по требованию своего Великого отца, отправляется в мир – да-да, к нам: туда, «где стоит такой смрад» и «где так жутко щебечут птицы». Но, в отличие от героев русских сказок, – не для того, чтобы показать себя или посмотреть других, а чтобы отыскать там того, кто продаст ему свою душу: ведь об этом попросил папа.
Найти душу, да... Может быть, приготовить из лука суп или мармелад – все же будет полегче, а? Чтобы понять, насколько это сложно, нужно прочитать книгу Ульфа Старка и пройти той дорогой, которой держался Асмодей. А он старался «порадовать папу», следуя его заветам. Папа сказал, что проще всего искать ее «среди чванливых и высокомерных», а также «глупых и легкомысленных», и, разумеется, «опечаленных и несчастных», потому что обвести вокруг пальца таких – ничего не стоит. Но Асмодей еще так наивен, так неискушен... «С вашего позволения я готов соблазнить вас деньгами, славой или голыми женщинами. По вас сразу видно, что вы чванливый и важный», – робко и деликатно обращается он к пастору. Вы, наверное, представляете себе реакцию последнего: хорошо еще, что малыш успел подальше унести ноги. Может, дело в разнице поколений? Но со сверстниками у него тоже – не сложилось: «Дети сжали кулаки, глаза их недобро сузились». Дальше развитие событий стало напоминать сценарий его взаимоотношений с братьями и сестрами, кузенами и кузинами из Подземного царства. «Асмодей заплакал, не понимая, за что с ним поступают так жестоко». И вот тут ощущение дежавю, которое, вообще-то, с самого начала преследовало, точно большая белая лошадь в окне заднего вида, – тут оно достигает своего апогея. Ведь ад – это мы, мы его сами придумали, так что же удивительного в том, что многое на земле кажется Асмодею таким печально знакомым?
И как будто в подтверждение этой догадки история принимает еще более жуткий характер – ну, почти пробирающий до мурашек, потому что Асмодея – «исчадия ада» в самом что ни на есть прямом смысле – приласкает ангел. Да, он сразу его узнает, ведь тот явится в белом халате и колпаке, с деревянным мечом, насквозь пропахшим сахаром и ванилью, а потом, вдобавок ко всему, выяснится, что он еще и кормит людей хлебом насущным! Хотя самым диким будет даже не это, а то, что и выговорить-то язык не поворачивается... Но надо: Асмодею будет так приятно... Почти так же, как когда он встретит Кристину: такую красивую и такую грустную, – и сможет сделать так, что она улыбнется. Добрая душа! Эх, ну какой, право, странный, какой растяпа, вечно все делает не так... И бывают же такие на земле... то есть под землей... Впрочем, история Ульфа Старка о том, что разницы между «на» и «под» – нет, и еще о том, как тяжело живется таким вот «несчастным душам», и еще о том, как они иногда бывают счастливы – остальные таких чувств никогда не испытывают.
Старк У. Маленький Асмодей / У. Старк ; пер со швед. К. Коваленко ; ил. А. Хеглунд. – Москва : Открытый мир, 2011. – 48 с.