Бройде В. Истина на плече / В. Бройде // Книжное обозрение. – 2011. – № 14 (2312). – С. 24.
Внутрь шоколадных яиц всегда кладут такую записку, где говорится, что игрушку лучше не давать детям младше трех лет: «Во избежание попадания мелких деталей в рот и дыхательные пути». Кажется, здесь кроется что-то очень важное – что-то влекущее, что-то волнующее, запретное и потому интересное – в этой предостерегающей фразе: во избежание... А может, дело всего-навсего в слове «внимание» и в том, что рядом помещен рисунок, напоминающий знак «Охотников за привидениями»... Как бы там ни было, во избежание грусти и горького привкуса во рту, во избежание мокрых глаз и тяжести в голове «Парящего тигра» Кейт ДиКамилло лучше не давать читать взрослым старше трех лет.
Правда – и это очень важно – в самой книге большую часть времени никто особо не плачет, а ее главный герой – мальчик по имени Роб Хортон – так и вовсе никогда не плачет: «В этом деле, в неплаканье, он настоящий профи. Лучший неплакальщик в мире». Конечно, так было не всегда: когда еще жива была его мама, он плакал по разным мелким поводам, а она его утешала (и, пожалуй, делала это самым лучшим на свете способом: подставляла ладонь сзади под его голову, возле шеи, и говорила: «Плачь. Плачь, не бойся. Я тебя держу»), А потом он перестал – после ее смерти, после того, как они с отцом переехали в другой город и он пошел в новую школу, где почти все дети над ним издеваются, в том числе и из-за той противной красной сыпи, которой на нервной почве покрылись его ноги, и – главное – после того, как у него появилась тайна. Эта тайна – тигр. Настоящий, огромный – «оранжево-золотой, яркий, точно солнце» – точь-в-точь как в стихотворении Блейка, только, в отличие от него, этот – несвободен. С тигра начинается эта история и утро, когда Роб «шел себе куда глаза глядят, надеясь заблудиться или повстречать голодного медведя», а наткнулся на тигра в клетке, стоящей у покосившегося сарая мистера Бошана – мерзкого типа и богача.
Да, эта повесть шепчет о свободе и о смерти, и о жизни после смерти. И еще она выдает секреты о детстве и о родителях. Она вспоминает о воспоминаниях и мечтает о мечтах. Она наводит луч, точно большим электрическим фонариком, на чувства, которые не видны в темноте, то есть не заметны при обычном тусклом освещении обычным тусклым людям. Но кроме всего этого она рассказывает о том, как найти правильного человека, то есть друга, близкого тебе, лучшего, любимого, такого, с кем смотришь на мир одинаково. Способ есть – предложен ДиКамилло, и он, в общем-то, несложный – по сути, это своего рода проверка. Такой человек, услышав слова «Я знаю, где есть тигр», не спросит: «Настоящий?» – не обзовет психом и не скажет «Ты все врешь». В ответ он произнесет только одно: «Где?»
Конечно, писатель – Бог, когда придумывает встречи и складывает судьбы: как в жизни и даже, пожалуй, иногда лучше. Кейт ДиКамилло сводит вместе мальчика, которого изводит печаль – тяжелая, как вес восьмидесяти тысяч гирь, и девочку, которая злится на весь белый свет (и как это она умудряется каждый день драться до крови на костяшках пальцев?), и ненавидит так сильно, что, кажется, взорвется. А сведя их, говорит устами Всевышнего, то есть большой, грузной чернокожей уборщицы – заядлой курильщицы с суровым нравом, неполиткорректным чувством юмора и мудрыми советами «пророчицы», – говорит: «Вот так парочка. Загляденье».
У ДиКамилло всегда, еще со времен «Уинн Дикси», были любопытные сравнения: она может сказать, что у ириски – вкус меланхолии, может сопоставить состояние – с набитым всякой всячиной (и чувствами, и мечтами) и наглухо запертым чемоданом, может увидеть общее между грустью, девочкой, гневом и тигром. И все – в точку. Слова – меткие, пружинистые, как мячики, – простые, легкие и красивые. И здесь тоже – невзирая на необычность, фантастичность и ослепительность ситуации с тигром – истина почти буднична и витает совсем близко, а потом – раз! – и тихонько садится на плечо.
ДиКамилло К. Парящий тигр : Повесть / К. ДиКамилло ; пер. с англ. О. Варшавер ; ил. В. Кожина. – Москва : Махаон, Азбука-Аттикус, 2011. – 128 с. : ил.