Бройде В. Небо над нами / В. Бройде // Книжное обозрение. – 2010. – № 27 (2297). – С. 21.
Она очень похожа на птичку. Или... лучше так: она очень похожа на человека. Хорошо, рассмотрим повнимательнее: тельце – белое, крохотное, как у младенца. И две ножки, с пальчиками и ноготочками, как полагается. И головка: личико, глазки, ротик, нос. Так, а вот там, где должны быть ручки, – два крылышка. Странно, но одно понятно: это не ангел, свалившийся с неба и случайно найденный Варре под кустом. Потому что у ангелов, помимо крыльев, руки тоже есть, а у этого существа – нет. Впрочем, как замечает жена Варре – Тине, «люди теперь плохо разбираются в ангелах». Ее можно считать птичкой, или девочкой – но разве не важнее этих вопросов кое-что другое: она сама. Интерес к тому, о ком ты заботишься, кого выбрал, чтобы заботиться о нем. Как Маленький Принц – о Розе, как Опал – о Уинн-Дикси, как Эмиль – о господине Хурулайнене, то есть о пеликане в одежде человека. Экзюпери, американка Ди Камилло и финская писательница Леена Крун – да, их истории кружатся над этой, как бабочки-капустницы – над грядками. Но все-таки первый, кого вспоминаешь, – это, пожалуй, Рики из фильма, снятого Франсуа Озоном.
Младенец Рики родился ангелом в обычной семье, где-то во французском пригороде. Его любили, но он все-таки улетел, когда вокруг него возникло слишком много суеты: людей с камерами и микрофонами, газетчиков, зевак. Вот и Птишка улетела от Варре с Тине, живущих где-то в Голландии. Они ее тоже любили: Тине учила говорить «здравствуйте» и «разрешите, пожалуйста, пройти», а Варре сконструировал приспособление для еды на ветровом двигателе (чтобы она могла «сидеть, как человек, и при этом есть, как птичка»). Но она все же улетела, потому что ... потому что «с птицами всегда так. Их не удержишь. Вдруг улетают, и все...». Потом она встретит Лутье (одинокую и заброшенную своим занятым папой девочку, которая никогда не наступает на черные плитки тротуара, потому что боится провалиться в пропасть), но и от нее улетит (к отчаявшемуся и разочарованному в своей жизни Спасателю), и от него тоже улетит. И каждый раз она будет оставлять после себя несколько нежных перышек и таких же воспоминаний – красивых и грустных: «Если она должна улететь, я не могу ее удержать, но мне бы так хотелось, ах, мне бы так хотелось сказать ей на прощание «всего доброго» и «улетай, если нельзя иначе», а уже потом ее отпустить. Тогда было бы ощущение, что в конце предложения поставлена точка. А если поставлена точка, то можно начинать новое предложение. А когда нет точки, то предложение не законченное и тогда не знаешь, все думаешь и думаешь...».
Возможно, все это одна и та же повторяющаяся история, просто увиденная разными людьми по-разному. История о ребенке, об одиночестве и о спасении. О том, что в нашей жизни – к счастью или нет? – всегда есть что-то такое, что не удержишь. Разве что в мыслях или в душе. О чувствах, едва уловимых – настолько они редкие, странные, сложные – Йоке рассказывает так, как и рисует: с помощью нескольких простых линий, которые затем изгибает и соединяет между собой. И вскоре вы уже не знаете точно: это местность вокруг напоминает картинку, или картинка – местность? Это Варре с Тине, Лутье и Спасатель похожи на вас, или вы – на них? Как бы там ни было, но выглядит все так, будто Йоке просто сдвигает в сторону то, чем по глупости так часто занята наша голова. И читая ее повесть, в голове как раз и всплывает что-то такое – очень важное, что было оттеснено в дальний, пыльный угол.
Ее чувство юмора необычно. То ли оттого, что сложно определить, чего в нем все-таки больше – чувства, или юмора? (когда она задумывается, как называется звук, если в ботинках идти по песку – «книрпать»? «шушелить»?). То ли оттого, что оно иногда так по-взрослому серьезно, несмотря на видимую простоту? (когда она размышляет, сколько, интересно, невидимых «третьих» поцелуев висит в воздухе?). То ли оттого, что оно иногда так абсурдно? (а что будет, если все же наступить на черные плитки тротуара?). Кто знает? Но порой становится настолько смешно, что очень-очень хочется громко рассмеяться или рассказать кому-то об этой шутке. А порой, не успеете вы исполнить намерение, как становится так грустно, что совершенно непонятно, и как это всего две минуты назад возникли те благостные желания. А дочитав до конца, вы думаете: кто же она все-таки – птичка или человек? Наверное, ни то и ни другое. Наверное, она – ангел-хранитель, несмотря на странную историю с руками и крыльями. Его не удержать... но это не значит, что его нет. Он есть, существует, а доказательство – наша вера в него, во что-то хорошее, в то, что на мир надо смотреть его глазами.
Ван Леувен Й. Пип! : Для сред. шк. возраста / Й. Ван Леувен ; ил. автора ; пер. с нидерл. И. Михайловой. – Москва : Самокат, 2010. – 152 с. : ил. – (Серия «Лучшая новая книжка»).