Бройде В. Любовь и белочность / В. Бройде // Книжное обозрение. – 2015. – № 3-4 (2405-2406). – С. 29.

Возможно, вон та кудрявая, безобидная с виду женщина с садовым шлангом, а возможно – вот этот мужчина в ярко-красной бейсболке, что держит в руке духовое ружьё, или толстяк в поварском колпаке, вооруженный блестящим острым ножом, или водитель пикапа, полоумные мальчишки с рогатками наперевес и даже эта беззубая малютка с гигантским плюшевым мишкой – боже мой, да кто угодно, любой человек, живущий на нашей планете, способен совершить злодеяние. Поверьте, это горькая, но чистая правда: кто-то обязательно постарается вас погубить, если вдруг вы родились белкой. И никого, ни одного бесстрашного, могучего, всесильного супергероя опасности не подстерегают так часто, как этого зверька с дрожащими усами и вопросительным взглядом испуганных глаз. Вы только в них загляните, как Кейт ДиКамилло, – посмотрите белке прямо в глаза: в эти печальные, влажные, ореховые глаза, похожие на две огромные, две крошечные планеты.

И представьте себе ее день, ведь он скоро закончится, – такой ясный и солнечный день на исходе лета, когда небо окрашено в нежно-сиреневый цвет, и она, то есть вы, сидите в тени вишневого дерева, мечтая о сырных крекерах, хрустеть которыми безумно приятно в тиши, не нарушаемой ужасным ревом неукротимого пылесоса, приближающегося с неимоверной скоростью – но зачем? для чего? – чтобы разрушить эти невинные грезы, эту простую жизнь ни в чем не повинной, глупой маленькой белки? – и засосать ее, то есть вас, в свой огромный мешок, полный грязи и пыли, рассыпанных кукурузных хлопьев и кошачьей шерсти...

Да, провидению не откажешь в иронии – довольно жестокой, надо сказать, но абсолютно оправданной. Ведь это ж надо такому случиться: убить несчастную белку в свой собственный день рождения, засосав ее пылесосом, только что подаренным мужем! Миссис Тикхем была на грани отчаяния и, безусловно, шагнула бы дальше, за эту грань, если бы не искусственная вентиляция легких, которую сделала белке вовремя отложившая комиксы и подоспевшая Флора Бакмен – девочка, знающая о преступниках и «грозящих нам ужасах» не понаслышке (регулярно читая комиксы, можно и не такое узнать).

Жизнь после смерти (или правильнее сказать: «после того, как тебя засосало в пылесос и основательно пропылесосило»), – уже никогда не будет такой, как раньше. Она другая – эта новая жизнь наполнена каким-то... странным смыслом. Вероятно, вы спросите: и какой же смысл в умении держать пылесос одной лапкой? (потому что бельчонок зачем-то поднял его над своей головой после того, как поднялся сам). Ну... что тут ответить – ведь это же только белка и только первая из тысячи внезапно открывшихся у нее суперспособностей.

Ах нет – говорить она по-прежнему не умела – и не надейтесь, это было бы уже чересчур. Белки не говорят – они действуют, потому что времени на раздумья у них, как правило, нет: судьба слишком непредсказуема, а их век – куда короче хвоста. Так зачем же тратить это время на лишние разговоры? Всякий циник в здравом уме и твердой памяти, не удосужившись положить одну руку на Библию, а другую – на сердце, вам, не задумываясь, подтвердит: «Я не люблю дурацкую болтовню». А Флора Бакмен была, между прочим, циником.

И напрасно вы думали, что эта книга о белках. Она, конечно, рассказывает и о них, однако супергерой, в которого превращается мистер Белк, не может стать главным героем повести, если этого не захочет автор. А вы ведь помните про Уинн-Дикси – неизвестно откуда взявшуюся собаку, умевшую улыбаться? Помните про слониху, упавшую с неба? Про парящего тигра? Про щуплого мышонка с очень большим, очень вместительным сердцем? Никто из них не выжил бы в одиночку: каждый искал кого- то, с кем мог бы попробовать молочный коктейль в кафе за углом, или сесть на ржавый велосипед и отправиться далеко-далеко, или остаться на старом месте, но не чувствовать себя больше таким одиноким... Да, истории Кейт ДиКамилло, все до единой, – чуть фантастичны, но не вычурны – нет. И не то чтобы нереальны, и не то чтобы очень реальны – они просто... невозможно возможны, как рассказы про Воскресение Христа или Ноев ковчег, про укус паука или взрыв на химической фабрике, в результате которого кое-кто перестал быть невзрачным. Так не бывает, но вы не хотите это признать, потому что любите верить. Вот и Флора – циник со стажем, от макушки до кончиков пальцев – считает, что «лучше верить в белку, а не в людей», которые, как ее разведенные мама и папа, предпочитают общению собственную работу. Умных девочек не провести, однако мало кто станет слишком стараться. Да и кому вообще интересно, о чем они думают и отчего больше не плачут? Вы молчите, как белка. Вы, наверное, ждете, что скажет спасенный? Но Одиссей – нареченный так в честь едва не убившего его пылесоса – не умел говорить: только кивать в знак согласия, или писать, набирая текст на экране компьютера или печатной машинке.

Да-да. И на всякий случай – еще раз да. Ведь вы хотели спросить: «Неужели умеющий печатать бельчонок сможет бороться со злом?». И вы правы, а ваш надменный сарказм вполне справедлив. Тем не менее, есть один вопрос, оставленный без внимания в этой страшной сумятице. Маленький скромный бельчонок превращается в супергероя, наделенного властью и силой «защищать беззащитных и поддерживать слабых»? Поразительно! Великолепно!! Невероятно!!! Но... вам не кажется, что мы забыли вытащить из каретки листок, чтобы узнать, что же именно он напечатал? А ведь это были стихи о «сияющей зелени» и «задумчивой синеве», о глазури на пончиках-великанах и мире вокруг – таком удивительном, жемчужно-прозрачном, прекрасном и круглом, как голова Флорабеллы, без которой в нем, конечно же, нет причин оставаться. Это были стихи, напечатанные супергероем, которого Провидение или случайность, пылесос или Бог, – в общем, кто-то из них однажды вечером попросил победить мировое зло, а он не сумел, или, может, не захотел изменить открытый им мир, потому что решил, что мир Флоры для него гораздо важнее и больше.

ДиКамилло К. Флора и Одиссей. Блистательные приключения : Повесть / К. ДиКамилло ; пер. с англ. О. Варшавер ; худож. К. Дж. Кэмпбелл. – Москва : Махаон, Азбука-Аттикус, 2015. – 240 с. : ил.