Бройде В. Служители прекрасного / В. Бройде // Книжное обозрение. – 2011. – № 19 (2317). – С. 24.

Те, для кого книга не только наслаждение, но и работа, причем ручная – то есть, как вы понимаете, речь идет о профессиональных художниках, графиках и дизайнерах прекрасных бумажных созданий в твердых переплетах, – вот для них 8 сентября стало особенно важной датой. В этот день, когда Московская международная книжная выставка-ярмарка успела торжественно открыться в 75-м павильоне ВВЦ, в конференц-зале № 3 были объявлены победители четвертого Всероссийского конкурса книжной иллюстрации «Образ книги», учрежденного Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям совместно с отделением «Книжная графика» Ассоциации художников графических искусств Московского союза художников.

Самые лучшие иллюстраторы, как начинающие, так и опытные, работающие в разных жанрах, направлениях и стилях, соревнуются между собой каждый год, начиная с 2008-го. В этом году на конкурс поступили работы почти сотни художников из семи регионов России и стран СНГ. Те, которые были признаны самыми яркими в своей области (у «Образа книги» семь номинаций), как обычно, получили специальные дипломы, цветы, аплодисменты и заслуженное внимание: причем не только со стороны читателей – что, разумеется, приятно, а и со стороны коллег по цеху, то есть членов жюри – что, разумеется, почетно, тем более, что это очень известные, заслуженные, авторитетные и даже великие люди: Сергей Алимов, Александр Кошкин, Валерий Васильев и многие другие. Так вот, по их мнению, звание «Лучший иллюстратор к произведениям художественной литературы» в 2011 году больше других заслужили Борис Непомнящий, нарисовавший героев «Записок из Мертвого дома» Достоевского, и Юрий Чарышников – с иллюстрациями к повести Гоголя «Записки сумасшедшего». Кроме них судьи отметили еще четырех номинантов: Дмитрия Лялякова (выполнившего иллюстрации к книгам Павича, Майринка и Маркеса), Екатерину Михалину («Война с саламандрами» Чапека), Марию Патрушеву (она нарисовала серию силуэтов к мифологическому сюжету «Амур и Психея») и Марину Смирнову (с ирландским эпосом «Плавание святого Брендана»).

В номинации «Лучшие иллюстрации к произведениям для детей и подростков» лауреатом стала Анна Моргунова и ее «Три наследницы» Софьи Прокофьевой. В категории иллюстраций к литературе жанра non-fiction судьи не сумели выбрать кого-то одного и оставили двоих победителей: Сергея Любаева – он разработал макет и оформил книгу Якова Перельмана «Занимательная физика», и Вадима Гусейнова, работавшего над книгой «Недаром помнит вся Россия...», которая рассказывает о войне 1812 года. Лучшими дизайнерами книги жюри назвало Ивана Александрова (за «Чарльза Камертона при дворе Екатерины II» и «Архитектурную мастерскую Сергея Ткаченко. 1900—2010») и Александра Коноплева (за толстовскую «Крейцерову сонату»).

«Авторская книга» номинация, где награждается художник – автор всего проекта – целиком и полностью досталась Михаилу Питерскому («5 крайностей»). Имя Анастасии Черниковой стало «Новым именем»: молодая художница выполнила черно-белые сюрреалистические иллюстрации для книги Кнута Гамсуна «Голод».

И, наконец, Гран-при премии – «Явление», то есть «выдающаяся работа», которая, по мнению судей, «продолжает традиции русского книжного искусства», – была отдана Вере Павловой, придумавшей иллюстрации к «Детскому альбому» Чайковского, то есть к двадцати четырем легким пьесам для фортепиано, «с заманчивыми для детей заглавиями, как у Шумана». У Веры же Павловой получились картины, которые как будто воскрешают наполовину забытую русскую живопись второй половины XIX века, наивную, трогательно сентиментальную, намеренно старомодную и вместе с тем очень живую и трепетную: дети, играющие на полу с деревянными златогривыми лошадками, пока их няня дремлет в кресле, юные барышни в нежно-розовых платьях, разучивающие вальс, и молодые крестьянки, в поразительно чистых сарафанах и до зависти уютных лаптях, что ходят по аккуратным лесным тропинкам с большими лукошками, до краев наполненными большими белыми грибами.

Кроме перечисленных наград конкурсная комиссия традиционно вручала и специальные дипломы. Во-первых, такой диплом получил Геннадий Спирин – «за особый вклад в искусство книжной иллюстрации, верность эстетическим принципам»: недавно в издательстве «РИПОЛ классик» вышел «Филипок» Льва Толстого с его иллюстрациями. И само издательство тоже получило диплом – за серию книг для детей «Шедевры книжной иллюстрации». А третьим в списке лауреатов «специальных дипломов» стал Издательский Дом Мещерякова – за серию «Отражение».