Бройде В. Когда деревья были… / В. Бройде // Книжное обозрение. – 2014. – № 1-2 (2377-2378). – С. 30.
Ростом около двух миллиметров, весом около шести сантиграммов – они живут в домах, которые строят на ветвях Дерева (расчищают участок коры, намечают контуры окон и дверей, а долгоносики, под присмотром рабочих, выедают в лубе пространство). Они пользуются теми же благами цивилизации, что и мы с вами (жир слизней применяют для освещения комнат, а водопровод соединяют с резервуаром, где скапливается дождевая вода). Вы, наверное, думаете, что за жучки такие? Может, колибри? Декоративные эльфы? Что вы! Это обычные семьи: большие, маленькие, счастливые, несчастливые. Вот Алнореллы: очень богаты – владеют едва ли не третью Вершины, а также огромными плантациями лишайников на Основном Стволе. И Ассельдоры – эти очень дружны, не так зажиточны, как другие, однако не бедствуют, не унывают и ни от кого не зависят. Их соседи – Ольмеки – знатные мельники: пышный хлеб из листьев, который они пекут, славится даже в Середине Кроны! О семье толстяка Мича почти ничего неизвестно, но это он разводит колонии долгоносиков и возглавляет фирму «Древесина Джо Мича», руководит Добрососедским Надзором, заправляет всеми делами и принимает почти все законы, а главное – это из-за него Лолнессам пришлось оставить свой дом на Вершине и лишиться прав, отправиться на Нижние ветви и начать всё с нуля. Бедные-бедные Лолнессы...
Но позвольте же их вам представить – так, как это делает автор: изящно пятясь назад, в сторону недалекого прошлого. Вот Сим – глава семьи: этот скромный профессор в круглых очках и синем берете – выдающийся ученый своего времени, автор нескольких книг и сотен научных статей, теорий, гипотез. Это он открыл природу лишайника на древесной коре, назвав его «союзом гриба и водоросли, которые решили никогда не расставаться». И догадался, что из древесного сока можно добывать сахар для приготовления джема. И первым предположил, что Дерево умеет «потеть», каждый день выделяя не меньше 50 литров влаги. И доказал, что оно – живое. А если Дерево живое, значит – оно уязвимо. А если оно уязвимо – о нем нужно заботиться. Кажется, просто, правда же? О, да. Но правда в другом: в том, что Сим Лолнесс был не только убежденным сторонником этой идеи – о Дереве-Доме. Он также был изобретателем и немножко поэтом. Вот почему он создал удивительный механизм, способный превращать первичный древесный сок в энергию. Вот почему наотрез отказался раскрыть секрет своего изобретения. Сим Лолнесс боялся подвергнуть опасности жизнь Дерева – а в такой ситуации простительно забыть о своей жизни и жизни своей семьи.
Или нет – непростительно? А если можно спасти лишь одного, то кого выбрать? И как далеко можно зайти, отправляясь в такую дорогу? Тут надо подумать... Но только потом, когда будет свободное время, потому что теперь совсем не до этого. Ведь теперь его сын Тоби – опасный преступник, объявленный в розыск. И награда за его поимку – один миллион. И неважно, что же такое совершил этот мальчик 13 лет, если сумма столь велика! В конце концов, на Дереве живут люди, а не насекомые: им ведь хочется по утрам намазывать джем на тосты, покупать иногда новую обувь, галстуки, еще один дом, или два, или три, или... Ну разве не имеют они права на собственную сказку? Вы же видите, как одно невозмутимо следует из другого, пока за Тоби, не зная сна и отдыха, днем и ночью, круша на своем пути всё живое, с животной яростью и не очень спортивным азартом охотятся «добрые» жители Дерева, вооруженные ножами и топорами... Да, иногда деревья не слишком красивы.
Триста раз смерть вплотную приблизится к Тоби: почти столько же, сколько страниц в этой книге. И, знаете, не только охотники будут ее глашатаями: его лучший друг и новые соседи с Нижних ветвей, холод и голод. И зеленая лягушка. И Черная вдова. И взбесившиеся долгоносики. И одиночество. И обида. И еще много странного, необычного, полувзрослого-полудетского. Но тут вы, наверное, скажете, что история, вообще-то, не так уж нова, и что на свете уже когда-то жила Дюймовочка, и был Мальчик-с-пальчик, а потом вспомните про принцессу Селению, Артура и минипутов. Всё так, вот только их «папы» не «вторгались» на запретную территорию: ни Андерсен, ни Перро, ни Бессон. Тимоте де Фомбель поступает иначе: он заявляется во владения сказки, держа в руке пропуск из нашего мира. О, разумеется, он обещает не нарушать ее правил и выполнять ее просьбы. И не обманывает, потому что в том многолюдном и хлопотливом мире, который он описал, действительно угадываются черты настоящей, головокружительной сказки. И вы читаете ее – вы прыгаете с ветки на ветку, следом за Тоби: то выше, то ниже, – и так увлекаетесь, что не сразу и замечаете, как это случается: всё как-то вдруг перемешивается... жизнь Дерева и жизнь Земли. Дырявая древесина, издали напоминающая вафлю, опадающие зеленые листья, потрескавшаяся кора... И огромные страшные насекомые, похожие на людей. Очень-очень похожие. И тут вы понимаете, что сказочник забрался на дерево не за тем, чтобы изучить населяющих его жителей, а просто отсюда лучше видно, что происходит внизу – в том самом мире, из которого он пришел и где оставил нас с вами. А там... Там явно творится что-то неладное.
Фомбель Т. де Тоби Лолнесс: Кн. 1: На волосок от гибели : Для сред. и ст. шк. возр. / Т. де Фомбель ; пер. с фр. Е. Кожевниковой ; илл. Ф. Пласа. – Москва: КомпасГид, 2013. – 312 с. : ил.