Белавари Ю. Чужие боги, а демоны свои / Ю. Белавари // Книжное обозрение. – 2016. – № 1-2 (2429-2430). – С. 30.

Редко жизнь человека наполнена волшебством (конечно, если ты не японский тинейджер). Обычно живешь себе, живешь, и с тобой совершенно ничего интересного не происходит. Либо что-то все-таки происходит, но это «что-то» уж точно нельзя назвать «интересным». С мальчиком Кенни случилось самое страшное, что могло случиться, – умерла его мама, а папа, не в силах справиться с горем, уехал в Японию, оставив Кенни на попечении деда. И вот в один самый обычный день, когда Кенни летел на самолете из Сиэтла в Токио, чтобы встретиться с отцом и провести с ним каникулы, его жизнь кардинально изменилась. Раз и навсегда. Дело в том, что он увидел странное существо, которое никто кроме него больше видеть не мог, затем его задержали на границе представители власти, по невероятной причине не дали увидеться с отцом, а потом его выкрали японские мафиози. И вся эта грандиозная трансформация происходит, когда из Америки он попадает в Японию: уже в самолете он ощущает, что это будет не просто поездка, что она надолго останется в его памяти, как что-то сказочное и фантастичное, а предвкушение праздника и восторга реализуются в полной мере. Путешествие окажется экстазом, катарсисом, потому что встреча с богами – это ли не катарсис, к которому все люди, практикующие йогу и медитацию, стремятся?

«Меч Куромори» Джейсона Роана – настоящий подростковый экшн-детектив, который в полной мере удовлетворит интерес молодого читателя, увлеченного Востоком, комиксами и аниме (впрочем, у них невероятно высокие рейтинги не только среди детей). Некоренной англичанин и страстный поклонник Японии, много лет проработавший там преподавателем английского языка, Джейсон Роан не ограничивается накалом сюжетных страстей, но старается передать культурный колорит Страны Восходящего Солнца, поэтому уделяет внимание и некоторым серьезным философским вопросам: чью жизнь, например, выберет главный герой – жизнь отца, такого чужого, мало ему знакомого, на которого он затаил настоящую обиду, или жизнь тысяч незнакомых ему людей – ни в чем перед ним не виноватых, но рискующих умереть от взрыва по воле злодея?

Книга необыкновенно живописна – настолько, что читатель может явственно ощутить себя участником погони или драки с полу существующими монстрами. Они возникают где угодно и когда угодно, но только Кенни и его новая подруга, дочь одного из влиятельнейших японских гангстеров, отличающаяся отменным умом и владением тела, будут видеть их и сражаться, используя хитрость и смекалку, сражаться по-настоящему, насмерть, каждый раз одерживая победу, несмотря на изначально слабые позиции.

Надо признать, что этот автор совсем не боится провокационных тем, возникающих подспудно: не прячется от них, как политики и дипломаты враждующих государств, – а ведь здесь речь идет о непростых отношениях между народами Америки и Японии. Роан пытается понять, который тинейджер умнее: западный или восточный? И ответ, который он в итоге дает на скользкий вопрос, пожалуй, можно назвать изящным и мудрым одновременно. У этих детей разный склад ума, культура и менталитет. Юная японка опирается на семейные и народные традиции, поэтому, вероятно, в определенных областях – таких, например, как магия и сверхъестественные приемы в ушу, – ей придется сложнее: стереотипы оказывают на нее слишком сильное влияние. А вот на западного мальчика они давят гораздо меньше, поэтому в экстремальной ситуации он скорее, чем она, придумает выход, отринув условность знаний, и победит врага благодаря храбрости, которой для восточного подростка однозначно будет недостаточно.

Мотив чужеродности – еще одна сложная тема, которую автор также рассматривает с разных сторон. Вот Кенни, которому приходится стать избранником богов и получить от них легитимность, обусловленную японской наследственностью – правда, изрядно подпорченной проживанием на Западе. А вот демоны – и они тоже чужеродны, но избранность тех, кто может их видеть, ставит и тех и других на одну плоскость, косвенно и несомненно объединяя. Однако развивая тему дальше, в конце концов не остается ничего другого, как признать и божескую чужеродность, которая совсем не так остро ощущается читателем, потому что человек может легко и с удовольствием примерить на себя маску положительного героя, наделенного властью и силой во имя добродетели. Что же до писателя, то его позиция, вероятно, запечатана вот в этой фразе: «Кенни плелся вниз через тоннель из ворот тории. На сердце было тяжело: он проделал такой путь, повстречал ни много ни мало богиню, но вместо ответов получил еще больше загадок».

Роан Дж. Меч Куромори / Дж. Роан ; пер. с англ. Н. Абдуллина ; худож. М. Шишова. – Москва : Клевер-Медиа-Групп, 2016. - 384 с. : ил. – (Магический мир издательства Clever).