Бройде В. Ограбление по-достоевски / В. Бройде // Книжное обозрение. – 2013. – № 13 (2363). – С. 21.
А ведь поначалу, пожалуй, и вправду можно подумать, что эта девчонка – плохая: ругается, как сапожник, врет, как дышит, и ненавидит. Но только очень скоро все встанет на свои места и каждому из пунктов найдется объяснение. Ну разве можно не ругаться, если тебя саму все время ругают? И, кстати, примерно то же самое можно сказать о вранье. А ненависть... Вообще-то, Котрина ненавидит не всех, а только некоторых, и не всегда, а иногда. Почему? И кого? И когда? – вы узнаете обо всем постепенно: она расскажет сама, когда устроится на раскаленной от солнца черепичной крыше, вот с этим самым дневником – единственным «живым» существом, которому можно доверять.
О том, что происходит сейчас, и о том, что приснилось ночью, что случилось вчера, или творилось в те времена, когда ей было восемь и она очень старалась «быть хорошей девочкой», или когда ей было тринадцать и она впервые безнадежно влюбилась (в соседа-пианиста), – все так хорошо перемешано, что кажется, будто сидишь в карусели и видишь лица других детей, и деревья в парке, и небо, и родителей, которые стоят в отдалении и машут руками. Череда событий и круговерть последствий. Вот на что похож этот дневник – смешной, грустный, бойкий, личный, тайный, трепетный, – он очень похож на настоящую, то есть почти волшебную карусель.
Сначала сбегает от папы (действительно мерзкого типа, с багровым от злости лицом), потом – и от мамы (влюбившейся в того самого пианиста), затем – говорит, что беременна (но это, конечно, не так), а вскоре – «меняется жизнью» с другой несчастной душой (беременной уже по-настоящему). Да только подарив ей путевку на море, которое та никогда еще в жизни не видела, бедняга остается без денег. И тут начинается самое интересное: Достоевский! Разумеется, так прямо Гудоните об этом не говорит, зато ваш собственный внутренний голос – уж он-то не будет молчать. Ну, неужели это случайность – то, что Котрина отправляется грабить старушку, едва дочитав «Идиота»? По счастью, старушка падает на пол еще до прихода Котрины, а потому, прежде чем смыться вместе с деньжатами, девчонка укладывает бабулю в постель, накладывает ей холодный компресс, дает таблетку нитроглицерина и вызывает Скорую помощь. На следующий день – приходит проведать. А вы начинаете ее «узнавать».
Эта маленькая фантазерка мечтает об овациях в свою честь, о карьере пианистки или разведенной кинозвезды. Порой она мечтает о счастливой жизни на заброшенном острове, вдали от всех. Или о том, чтобы владелец похоронной лавки – милый седой господин в черном смокинге – оказался ее дедушкой. И что же в этом странного? Ведь, кажется, такие, в сущности, простые вещи: быть кому-то нужной, полезной, свободной. Вы скажете: «Обычное дело», – и будете по-своему правы, но в Котрине есть и кое-что необычное: она очень худенькая. И не только внешне. Понимаете? Большинство людей ведут себя в жизни, как надутые индюки – самые высокомерные и спесивые птицы на свете. Но ведь на самом деле они всего лишь обыкновенные индейки. Котрина не из этой породы: она бесстрашная и энергичная, как маленькая колибри, хотя саму себя, конечно, такой не считает. И, наверное, это тоже делает ее... хорошей. Вот и поня Казимера, несчастная старушка в инвалидном кресле, сиявшая когда-то счастливой улыбкой со всех театральных афиш Вильнюса, а теперь доживающая свой век в одиноком ожидании смерти, – она тоже так думает: «Нет, ты в самом деле необыкновенная, детка. Только тебе надо больше любить себя...» Нельзя не верить человеку, который играет важную роль. А в этой истории у пони Казимеры – роль Алены Ивановны.
Гудоните К. Дневник плохой девочки / К. Гудоните ; пер. с литовского А. Васильковой. – Москва : Самокат, 2013. – 256 с. – (Встречное движение).