Бройде В. Предыстория рыцаря / В. Бройде // Книжное обозрение. – 2011. – № 15 (2313). – С. 21.
Глядя на Терминатора, почти невозможно представить его ребенком. И, кстати, не потому, что он робот – в конце концов, это ведь мелочь. Просто у него такое лицо, такой взгляд, походка, голос, манеры... А его подвиги? Одна лишь мысль о детстве этого громилы кажется нереальной в вообще-то фантастической истории. А между тем это ведь очень даже любопытно: узнать, его... ммм... на ранней стадии. Ладно, Терминатору мешают его чипы, а как насчет других, в чьих телах не так много металла? Каким был король Артур до того, как стал королем?
Он был маленьким, щуплым, легким, может быть, чуть более ранимым и неуверенным, но в остальном – почти таким же: то есть честным, благородным, смелым – ну, вы помните. Словом – он уже был рыцарем, вполне владеющим мечом и сердцем. Пожалуй, разница заключалась только в том, что факт еще никто не признал официально. Вот об этом как раз и рассказывается в книге «Артур и принцесса».
Дети – будущие король и королева – случайно встретились в лесу: Артур сидел высоко на дереве, пережевывая обиду (ему запретили участвовать в рыцарском турнире), а Гиньерва просто гуляла, радуясь возможности ненадолго скрыться от родительского внимания. Так они познакомились и подрались: «Тузя друг друга, они покатились по земле. Вскоре девочка выдохлась, однако уступать не желала и изо всех сил дернула Артура за волосы». Да, не слишком удачное начало: и не в том смысле, что это неприлично или невежливо – ерунда, а в том, что психологически, да и логически ход совсем не оправдан. Правда, потом герои помирились – чуть более правдоподобно и обдуманно, и даже затеяли неплохую игру в догонялки, но их планам помешали грязные и страшные разбойники, с грубыми голосами и такими же намерениями – чем-то напоминающие ребят из сказки «Морозко». Но, разумеется, у бедных верзил ничегошеньки не получилось: дети оказались слишком благородными, чтобы смутиться при виде подгоревшего мяса в котелке у этих убийц и грабителей, вид топоров и направленных на них копий их тоже не испугал. «Артур изловчился и изо всей силы саданул ногой» по колену атамана, а Гиньерва «схватила увесистую сковороду, удачно оказавшуюся под ногами, и принялась колошматить ею всех подряд». Сцены драк – явно любимые у Лунина.
Погони, преследования: сквозь высокие заросли, по лесным тропинкам и к темному озеру, из глубин которого уже торчит прекрасная женская рука, держащая огромный меч Экскалибур, – это почему-то уже не кажется таким удивительным. Ну да, мечи и секиры разлетаются на куски, ошарашенные разбойники падают на землю, а вы остаетесь спокойным, как удав, разморенный жарой.
Текст, написанный Виктором Луниным, – это как заявка: ну, знаете, из тех, которые страны отправляют в Олимпийский комитет, чтобы побороться за право принимать у себя летние или зимние Игры. Но, честно говоря, вряд ли ему удастся выиграть: то ли действию не хватает скорости, то ли приключениям – новизны. Хотя, скорее всего, беда засела в подтексте: выводы, которые нехотя приходится делать читателю, слишком предсказуемы и скучноваты. «Храбрость и достоинство», «находчивость и мужество» – все это, конечно, очень мило и, наверное, правильно, но как-то безлико. Другое дело – иллюстрации Олейникова. Они чудесны, как самые лучшие в мире приключения, здесь не описанные. Взъерошенные, точно мех редкого зверя, Артуровы волосы, когда он сидит в траве и растерянно смотрит со страницы. Смешная и задорная Гиньерва – в этом своем венке из нежных голубых фиалок, но с косами, длинными и разлетающимися в стороны, как две змеи на голове у горгоны Медузы. А разбойники? Один другого краше: в кольчугах и цепях, с рыжими бородами и коровьим непониманием во взгляде. А Мерлин? Хитрый старик в бирюзовом балахоне, всегда неприметно стоящий чуть в стороне. И главное – то, как они все здесь запечатлены: в какой момент, в какой позе, с каким выражением лица. Ведь они не нарисованы – они и правда летают, танцуют, кружат, стремительно куда-то несутся, на миг застывают и – снова живут.
Лунин В. Артур и принцесса / В. Лунин ; ил. И. Олейникова. – Москва : Махаон, 2011. – 36 с. : ил. – (Веселые строчки).