Лебедева Д. Буквы и чувства от А до Я / Д. Лебедева // Книжное обозрение. – 2012. – № 12 (2362). – С. 21.
Казалось бы, ничего, кроме названия, не объединяет эти книги: первая – азбука в прямом смысле слова – игривая, цветная и немного хулиганская, другая куда более взрослая, серьезная книга, над которой работал десяток московских психологов, чтобы объяснить прописные, «азбучные» истины простых и сложных человеческих эмоций. «Азбука с дырками» – книга для детей, которые только учатся читать, и для их родителей, которым важно рассказать о русском алфавите так, чтобы детям было интересно и весело. Каждая буква здесь – маленькая история с картинками, трогательный, немного абсурдный стишок. Дети, изучившие алфавит с этой книгой, наверняка полюбят читать. «Азбука чувств» книга совсем другого рода – скорее, это пособие для родителей, чьи дети испытывают сложности с эмоциями. Но общего между двумя «Азбуками» больше, чем кажется на первый взгляд: как не может ребенок самостоятельно изучить алфавит и начать им пользоваться, так не может ребенок самостоятельно, без участия родителей, разобраться в сложной системе человеческих эмоций. Ребенок растет, родители заботятся о нем, и вместе семья проходит все этапы – от азбуки букв до азбуки чувств. Как ребенок, называя буквы, находя их место в алфавите, в дальнейшем будет легко составлять из них слова, читать и писать, так же, знакомясь и называя чувства, маленький человек учится узнавать их в себе и других, работать с ними, чтобы контролировать и обращать на пользу себе и окружающим.
«Азбука с дырками» – веселая книжка Светланы Минковой, придумавшей стихи и создавшей к ним яркие иллюстрации в технике коллажа, – рассчитана на самых маленьких, тех, кто только-только начинает осваивать алфавит. Как много у них еще впереди, сколько приятного чтения, сколько хороших книг! А пока надо запомнить, как пишутся и произносятся 33 буквы. Для знакомства с каждой выбрано одно конкретное слово, начинающееся с этой буквы, например, «Сыр» для буквы «С». Но чтобы ребенок наверняка запомнил, как звучит глухая свистящая в разных словах, Светлана сочинила маленькую историю: «“С” – кусочек сыра сладкий, / Крыс Семен до сыра падкий. / Спит и видит крыс Семен / Самый вкусный сырный сон». А на подмогу запоминающемуся сюжету и многочисленным аллитерациям (чтобы свистело в ушах от буквы «с») приходят иллюстрации, которые составлены из карандашных набросков и коллажных, вырезанных, а затем наклеенных на бумагу предметов и фактур (в творческом арсенале имеются ленточки, кружева, крупная шерстяная вязка, войлок, самая разная бумага, ткани в ассортименте, бусины, ракушки, пуговки, вишенки, булки, сыр и многое другое). И, конечно, дырки! Дырки встречаются повсеместно, из них выглядывают то цветочки, то рожицы, а то вдруг большая дырка притворяется озером, в котором плавают рыбки. Коллажи буквально заражают творческой энергией – даже взрослый бросится вырезать откуда-нибудь всякую всячину, чтобы придумать собственную картинку, чего уж говорить о ребенке. Тем более, на последних разворотах автор предлагает читателям веселой азбуки пофантазировать самостоятельно: «А теперь возьми цветную бумагу, клей-карандаш, фломастеры и преврати буквы в картинки!» Некоторую беспомощность испытывает художница только с непростыми буквами «Ь», «Ы», «Ъ»: «Про “Ы” писать могли бы вы? / Я попыталась и увы...», но это вовсе не омрачит ребенку радость от первого – такого яркого! – знакомства с алфавитом. Как малыш учит по буквам алфавит, так же он с рождения изучает и свои эмоциональные состояния – радость, боль, гнев, удивление, стыд и более сложные чувства. Учится их понимать, принимать и контролировать. Это куда сложнее, чем научиться читать, но не менее важно, чтобы вырасти здоровым и гармоничным человеком: «Чтобы справляться с собственными чувствами, их надо узнавать» – таков главный посыл «Азбуки чувств», потому что «...наши чувства, даже непонятные и неназванные, влияют на нашу жизнь».
Книга, адресованная «родителям и детям, которым она поможет больше узнать друг о друге и научиться жить в гармонии со своими чувствами», разбита на главы, правда, не по алфавиту, как может показаться из названия, а по внутренней логике развития наших эмоций: от более естественных и простых к более сложным и трудно распознаваемым. Каждая глава описывает конкретную эмоцию и написана одним из профессиональных психологов, авторов книги (сведения об их работе, научных интересах и опыте можно прочитать в конце). Несмотря на естественную разницу в подходах и стилях (каждый автор говорит собственным голосом), главы построены примерно одинаково. Описано, как возникает чувство, какие физические и эмоциональные ощущения испытывает в этот момент человек, какое развитие получает эмоция и к чему может привести – как в минуту острой сиюминутной реакции, так и в долгосрочной перспективе, если чувство, например, постоянно подавляется или, наоборот, ничем не сдерживается. Авторы – а все они практикующие семейные психологи, – конечно, приводят примеры, с которыми сталкивались лично. Наглядные, яркие, даже страшные. Много внимания уделено самим детям и их эмоциям – иллюстрациями к книге послужили рисунки московских школьников, на которых они изобразили, как представляют себе чувства: одиночество, горе, вдохновение, любовь. Родители найдут здесь множество полезных советов, а общий механизм работы с чувствами описан подробно и понятно, и это, пожалуй, самая важная часть книги. Три правила взаимодействия с эмоциями: «Первое правило: “Позови ”. То есть спроси в любой ситуации... как я себя чувствую? Второе: “Назови". Если это трудно – опиши ощущения. (...) Самое трудное – третье правило: “Укроти”. Важно научиться не подавлять, не вытеснять чувства, а выражать их адекватно и проживать их и выражать сообразно ситуации».
Некоторые советы касаются, скорее, общего состояния семьи и, несмотря на кажущуюся простоту, на деле трудновыполнимы. Конечно, важно «состояние удовлетворенности, сбалансированности самих родителей. Их позиция по отношению к миру предельно ясна: они никому ничего не доказывают (ни собственным родителям, ни родственникам, ни друзьям, ни всему миру), не соревнуются и не конкурируют. Они просто любят жизнь и своего ребенка, рассматривают его как самостоятельную личность». Но на деле, если такая гармоничная семья не сложилась, с проблемами придется работать и решать их. В этом смысле «Азбука чувств» не просто набор советов и семейных историй. Это книга, которая посылает сложным детям и их отчаявшимся родителям важное сообщение: надежда есть. Даже если кажется, что в семье никогда уже не воцарится мир и понимание, это не так – важно разобраться, услышать друг друга и понять. Самостоятельно или с помощью психолога – лишь бы снова войти в контакт с собственными чувствами и с близкими людьми. Чтобы жить полно, ярко, эмоционально – и не бояться испытывать самые разные чувства, ведь это так естественно для человека.
Минкова С. Азбука с дырками : Стихи / С. Минкова ; худ. С. Минкова. – Москва : ЖУК, 2012. – 80 с. : ил.
Азбука чувств / под ред. А. Виноградовой. – Москва : Луч, 2012. – 200 с. : ил.