Гришонкова Е. Когда придёт время / Е. Гришонкова // Книжное обозрение. – 2014. – № 14-15 (2390-2391). – С. 29.

Чем замечательно детство, так это тем, что в это время трава гораздо зеленее, мороженное в тысячу раз вкуснее, а вокруг – чудеса. И перед сном, когда начинается сказка, можно «попасть в волшебную страну эльфов и гномов, где, как всем известно, вдоль кисельных берегов текут молочные реки». Стелла Нудольская – главная героиня «Сахарного ребенка» – тоже живет в этой сказке. Правда, недолго: всего лишь четыре года...

Целых четыре года маленькая Стелла была самой счастливой девочкой, окруженной заботой и лаской няни Полюшки и, конечно, любовью родителей – людей образованных, интеллигентных, трудолюбивых и очень порядочных, учивших свою дочку не только иностранным языкам и наукам, но и умению быть «хорошим человеком». А что значит – «хорошим»? С точки зрения родителей Стеллы, «хороший человек всё делает сам», «ничего не боится» и «умеет терпеть». Впрочем, зачем эти умения четырехлетней малышке? Лишь когда папу девочки арестуют по обвинению в измене родине и отправят в лагерь для врагов народа, а ей и маме, «как социально опасным элементам», придется отправиться по этапу в Среднюю Азию, когда сказка вместе с детством закончатся, – вот тогда эти умения ей по-настоящему пригодятся. Чтобы выжить и повзрослеть.

Большая часть романа написана от лица маленького ребенка. Однако с самого начала в истории проглядывает по взрослому рассудительный и не по возрасту мудрый, хотя и несколько отстраненный взгляд на явления и события. Сложно представить себе пятилетнего ребенка, который бы был настолько проницателен, как проницательна Стелла, ребенка – способного к установлению внятных причинно-следственных связей, умеющего хорошо контролировать себя и четко разграничивать, какие слова и чувства можно произносить и выражать, а какие из них под запретом. Оно, в общем-то, понятно: главная героиня повести – реальный человек – Стелла Натановна Дуброва, вспоминает пережитое через много десятков лет, уже в преклонном возрасте, переосмыслив события, рассмотрев их словно бы со стороны.

«Сахарный ребенок» – книга о воспитании, о взрослении, о становлении характера. О преодолении, об умении выживать и начинать жизнь заново. Это книга о развитии, о выработке жизненной мудрости и упорства – задолго до задуманного природой срока. А еще эта книга о любви: к семье, к друзьям, к соседям. И, конечно, она о верности своим принципам и вере в справедливость, о том, как «не позволять себе бояться». Это история жизни, которую героине «потом... когда станет можно...» хочется рассказать «хотя бы самым близким друзьям. Но это будет не скоро. Если вообще будет».

Такова предыстория. Но та книга, которую вы возьмете в руки, родилась благодаря двум авторам. Прежде всего, это, разумеется, Стелла Натановна Дуброва – та самая Стелла-Эля, «кант бала» («сахарный ребенок» в переводе с киргизского). Второй автор – Ольга Громова, главный редактор журнала «Библиотека в школе», превратившая воспоминания в книгу. Стелла Натановна опасалась, как бы ее история не стала «очередными рядовыми мемуарами»: «...Кто их станет читать? Столько про это написано, и куда лучше! Знаешь, я о чем мечтаю? Сделай-ка ты из этого детскую повесть. Не для маленьких детей, а для подростков, кто уже что-то понимает. Чтобы как художественная книжка читалась». Именно такой книга и получилась: художественной и документальной, тяжелой и светлой, подростковой и взрослой.

Громова О. Сахарный ребенок: История девочки из прошлого века, рассказанная Стеллой Нудольской : Роман / О. Громова. – Москва : КомпасГид, 2014. – 160 с. : ил.