Чегодаев А. Социально-значимая сказка / А. Чегодаев // Книжное обозрение. – 2011. – № 16 (2314). – С. 20.
Жанр сказки, изначально рассчитанный на все возрастные группы от мала до велика, за последнюю пару сотен лет сильно изменился. Сегодня его принято делить на «сказки для взрослых» – истории, зачастую не очень приличные или жестокие, и на «детские сказки» – истории, специально избегающие острых тем и предельно упрощенные, так, чтобы даже несмышленыши смогли их понять.
«Заявка на подвиг» Константина Арбенина, писателя и музыканта, лидера группы «Зимовье зверей», выбивается из мейнстрима – эта сказка как раз из числа тех, что будут интересны и детям, и взрослым, независимо от возраста.
Подобно многим песням Арбенина, «Заявка на подвиг» весела и печальна одновременно; написана в шутливом тоне, но затрагивает серьезные темы. Даром что на первый взгляд она выглядит довольно обыденно – эта книжка не так уж и проста.
Главный герой – рыцарь среднего возраста, любитель футбола, немного лентяй, немного выпивоха, почти типичный и в целом очень даже несказочный персонаж. Единственное необычное, что в нем есть, – это здоровое чувство справедливости и порядочности. Чувство действительно сказочное, потому что в нашей несказочной жизни встречается крайне редко.
Как и положено рыцарю, он время от времени совершает подвиги, сражается за свою прекрасную даму и раздает на орехи злодеям. Естественно, подвиги под стать герою, их совершающему, – социально значимы: то рыцарь решает проблему веерного отключения горячей воды, то старается урегулировать вопрос с правовым статусом дома пионеров. Каждому ведь известно, что борьба с ЖЭКом подобна борьбе с ветряными мельницами – и оттого тоже может считаться подвигом.
Со взрослой аудиторией вроде бы все понятно: им книга может быть интересна, потому что и главный герой, и род его занятий взрослым близки. А что дети? Этих разборчивых малолетних читателей уже не привлечешь одной только средневековой темой. Зато вполне привлечешь доступным объяснением процессов, происходящих в мире взрослых. Ведь как рассказать малому ребенку, почему летом отключили воду? Не говорить же ему, что местный муниципальный чиновник решил построить новенькую дачу и, подсуетившись, обеспечил победу в тендере на прокладку труб компании своего кума, который по дешевке ему эти самые трубы и поставил. Чиновник провел по бухгалтерии трубы, как если бы они стоили на рынке, и на «сэкономленные» деньги купил себе небольшой особнячок в Подмосковье. Вы себе такое можете представить? Лучше ребенку сказать, что из котельной украл золотой вентиль злодей-великан. В принципе история про великана-клептомана мало чем будет отличаться от истории про чиновника- коррупционера, но ребенку понятнее.
Если рассуждать с этой точки зрения, то «Заявка на подвиг» зачастую оказывается куда более полезной, чем большинство других детских произведений, и может по полезности даже соперничать с избранными «вредными советами» Остера. Что узнает маленький гражданин из «Трех поросят»? Что дверь нельзя незнакомым людям открывать? Так это и так все с пеленок знают. А вот о том, что с ветряными мельницами ЖЭКа и других учреждений можно успешно сражаться – это действительно полезная информация.
Несмотря на некоторую стилистическую необычность, «Заявка на подвиг» именно что сказка, а не бытовая история или, не дай бог, политический памфлет. Здесь все выдержано в точном соответствии с жанровыми стандартами: мораль присутствует, добро торжествует, а водоснабжение восстанавливается. Герой же, добродушный рыцарь средних лет, проживая жизнь от подвига к подвигу, делает то, что не получилось у Дона Кихота. Его секрет прост: у персонажа Сервантеса ничего не вышло просто потому, что он оказался не в то время не в том жанре. У нашего героя с жанром все хорошо. В сказке можно и ленивого вельможу приструнить, и с драконом – расхитителем госимущества справиться. Сказка – в данном конкретном случае отличный жанровый выбор: ведь то, что в любой другой ситуации смотрелось бы наивно и неумно, у Константина Арбенина выглядит очень уместно и занятно.
Арбенин К. Заявка на подвиг: Сказочное повествование / К. Арбенин. – Москва : Время, 2011. – 176 с.