Ефименко И. "Сказка о царе Салтане" / И. Ефименко // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2010. - № 4. - С. 20-21.
«СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ»
Для детей 5-6 лет
6 июня — Пушкинский день России
Правильно воспринимать классическую музыку помогает Ирина Александровна ЕФИМЕНКО, музыкальный руководитель, МДОУ д/с № 7, д. Ушаково, Московская область.
ЦЕЛИ
Познакомить детей с жанром оперы.
Учить детей понимать характер музыки.
Подбирать движения, соответствующие характеру музыки.
Анализировать особенности выразительных средств,
показывать их связь с содержанием.
Закреплять навыки музыкального восприятия детей
в сопровождении с действиями.
Развивать эстетический вкус детей
и воспитывать чувство прекрасного.
Учить детей познанию того, что одно и то же явление
отражается в разных видах искусства
(музыка, литература, живопись).
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Чтение произведения А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».
Заучивание наизусть отрывков из этого произведения.
Слушание отрывков из оперы
Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».
Беседы с детьми о композиторе Н. А. Римском-Корсакове,
писателе А. С. Пушкине и художнике М. А. Врубеле.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
ВЕДУЩАЯ (музыкальный руководитель), ДЕВИЦА (1)-(3),
ЦАРЬ, ЦАРЕВИЧ, ЦАРЕВНА ЛЕБЕДЬ.
(Дети входят в зал под музыку Н. А. Римского-Корсакова из оперы «Сказка о царе Салтане».)
ВЕДУЩАЯ:
Здравствуйте, ребята!
ДЕТИ:
Добрый день!
ВЕДУЩАЯ:
Мы с вами слушали прекрасную музыку — оперу. Ребята, как называется опера?
ДЕТИ:
Опера «Сказка о царе Салтане».
ВЕДУЩАЯ:
Ребята, кто написал эту оперу?
ДЕТИ:
Римский-Корсаков.
ВЕДУЩАЯ:
А чем занимаются композиторы?
ДЕТИ:
Они сочиняют музыку.
ВЕДУЩАЯ:
Какой великий русский писатель написал «Сказку о царе Салтане»?
ДЕТИ:
Сказку написал Александр Сергеевич Пушкин.
(По ходу заданных вопросов Ведущая показывает портреты композитора и писателя.)
ВЕДУЩАЯ:
Ранее мы слушали отрывки из балета гениального композитора П. И. Чайковского «Лебединое озеро». Что такое балет и как выражают свои чувства герои балета?
ДЕТИ:
Это танец. Свои чувства герои выражают движениями.
ВЕДУЩАЯ:
А что такое опера? (Ответы детей.) Тогда слушаем фрагмент из оперы. (Звучит музыка «Ветер по морю гуляет».) Прислушайтесь, ребята, узнали вы эту музыку?
ДЕТИ:
Это песня купцов, которые плывут на корабле.
ВЕДУЩАЯ:
Я вижу, вам нравится эта музыка. Ведь вы её подпевали во время прослушивания отрывка.
ДЕТИ:
Да, нам нравится эта музыка, потому что она очень понятна, приятна для слуха и легко запоминается.
ВЕДУЩАЯ:
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком...
(Выходят Девицы (1)-(3) и садятся на лавку.)
ДЕВИЦА (1):
Ой, голубушки-сестрицы,
Кабы я была царица,
То на весь крещёный мир
Приготовила б я пир.
ДЕВИЦА (2):
Ой, голубушки-сестрицы,
Кабы я была царица,
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна.
ДЕВИЦА (3):
Ой, голубушки-сестрицы,
Кабы я была царица,
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря.
(Под торжественную музыку входит Царь.)
ЦАРЬ:
Коли так, то будь царицей
И роди богатыря
Мне к исходу сентября.
(Надевает корону на голову будущей царицы.)
Вы ж, голубушки-сестрицы,
Выбирайтесь из светлицы.
Поезжайте вслед за мной,
Вслед за мной и за сестрой:
Будь одна из вас ткачиха,
А другая повариха.
ВЕДУЩАЯ:
Царь недолго собирался:
В тот же вечер обвенчался.
Ребята, а вы знаете, что каждый отрывок музыки соответствует происходящему? Например, какая музыка звучит, когда плывёт кораблик?
ДЕТИ:
Плавная, радостная, передающая настроение купцов.
ВЕДУЩАЯ:
Ребята, как звучит музыка, когда царь входит в светлицу?
ДЕТИ:
Величественно, торжественно.
ВЕДУЩАЯ:
Три сестрицы вели беседу — какая музыка сопровождала их разговор?
ДЕТИ:
Медленная, нежная, спокойная.
ВЕДУЩАЯ:
В те поры война была.
Царь Салтан, с женой простяся,
На добра коня садяся,
Ей наказывал себя
Поберечь, его любя.
Знаете ли вы, ребята, что произошло, пока царь был на войне? (Ответы детей.) Правильно. Царица родила красивого мальчика, а ткачиха с поварихой из зависти решили подменить письмо гонца.
И царицу в тот же час
В бочку с сыном посадили,
Засмолили, покатили
И пустили в океан —
Так велел-де царь Салтан.
Правда был такой указ, ребята?
ДЕТИ:
Нет. Ткачиха с поварихой и сватьей бабой Бабарихой обманули царя и царицу.
ВЕДУЩАЯ:
Туча по небу идёт,
Бочка по морю плывёт,
И растёт ребёнок там
Не по дням, а по часам.
ЦАРЕВИЧ:
Ты, волна моя, волна!
Ты гульлива и вольна.
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу!
ВЕДУЩАЯ:
Мать с младенцем спасена;
Землю чувствует она.
(Музыкальный руководитель включает отрывок из оперы «Дуэт Царевича и Матери».)
Каков характер прослушанной музыки?
ДЕТИ:
Радостная, успокаивающая — у Царевича, взволнованная, жалобная — у Царицы.
ВЕДУЩАЯ:
Царевич решил поохотиться и пошёл к морю. Что же случилось на охоте?
ДЕТИ:
Царевич убил коршуна, который оказался злым колдуном и хотел погубить Царевну Лебедь.
(Звучит музыка «Лебедь», выходит девочка, одетая в костюм лебедя, садится на стульчик за декоративные волны и выполняет волнообразные движения руками. Затем встаёт, подходит к Царевичу и говорит.)
ЦАРЕВНА ЛЕБЕДЬ:
Ты, Царевич, мой спаситель,
Мой могучий избавитель,
Отплачу тебе добром,
Сослужу тебе потом.
А теперь ты воротись,
Не горюй и спать ложись.
ВЕДУЩАЯ:
Как Царевна Лебедь отплатила за добро?
ДЕТИ:
Когда мать с сыном проснулись, они увидели перед собой город, в котором царевича нарекли князем Гвидоном.
(Ведущая показывает картину М. А. Врубеля «Царевна Лебедь» и портрет художника.)
ВЕДУЩАЯ:
У Римского-Корсакова был знакомый художник, который под впечатлением от оперы нарисовал картину «Царевна Лебедь».
Как фамилия этого живописца?
ДЕТИ:
Врубель.
ВЕДУЩАЯ:
Теперь скажите мне, как вам кажется, каков характер музыки и соответствует ли он изображению на картине?
ДЕТИ:
Да, соответствует. Музыка плавная, нежная, как будто скользящая.
ВЕДУЩАЯ:
Правильно. Давайте, девочки, мы с вами подвигаемся под эту музыку.
(Девочки водят хоровод под отрывок «Лебедь».)
Послушайте музыку Римского-Корсакова.
(Звучит отрывок «Белочка». Дети хлопают в ладоши в такт музыке.)
По вашей реакции я поняла, что вы узнали «Белочку». Назовите жанр музыки и характер.
ДЕТИ:
Музыка похожа на народную, а характер её игривый, хрустальный.
ВЕДУЩАЯ:
Да, действительно, композитор использовал в опере народную музыку («Во саду ли, во огороде»).
(Ведущая включает видео и показывает отрывок (про белочку) из мультфильма «Сказка о царе Салтане».)
Давайте, ребята, послушаем ещё один отрывок из оперы. (Звучит отрывок «Богатыри».) Какого характера эта музыка?
ДЕТИ:
Мужественная, воинственная.
ВЕДУЩАЯ:
Хотите посмотреть на этих могучих и смелых богатырей во главе с дядькой Черномором?
(Ведущая включает отрывок из мультфильма. По желанию детей мальчики шагают как богатыри.)
Теперь вы знаете, какие три чуда произошли в сказке, давайте повторим какие.
ДЕТИ:
«Белочка», «Богатыри», «Лебедь».
ВЕДУЩАЯ:
А теперь послушаем ещё один знаменитый отрывок из оперы Римского-Корсакова.
(Звучит музыка «Полёт шмеля». Дети отгадывают музыку и её характер — жужжащая, стремительная, летящая. Дети сочетают музыку с движениями — кружатся, машут «крылышками», бегут на носочках.)
Перед тем как провести небольшую викторину, я хочу вас спросить: как закончилась сказка?
ДЕТИ:
Царевна Лебедь превратилась в прекрасную девицу и вышла замуж за князя Гвидона, обман ткачихи с поварихой и сватьей бабой Бабарихой раскрылся, и царь Салтан снова стал жить со своей царицей.
ВЕДУЩАЯ:
И весёлый пир пошёл.
Я там был; мёд, пиво пил —
И усы лишь обмочил.