Ефименко И. "Сказка о царе Салтане" / И. Ефименко // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2010. - № 4. - С. 20-21.

«СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ»

Для детей 5-6 лет

6 июня — Пушкинский день России

Правильно воспринимать классическую музыку помогает Ирина Александровна ЕФИМЕНКО, музыкальный руководитель, МДОУ д/с № 7, д. Ушаково, Московская область.

ЦЕЛИ

Познакомить детей с жанром оперы.
Учить детей понимать характер музыки.
Подбирать движения, соответствующие характеру музыки.
Анализировать особенности выразительных средств,
показывать их связь с содержанием.
Закреплять навыки музыкального восприятия детей
в сопровождении с действиями.
Развивать эстетический вкус детей
и воспитывать чувство прекрасного.
Учить детей познанию того, что одно и то же явление
отражается в разных видах искусства
(музыка, литература, живопись).

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Чтение произведения А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».
Заучивание наизусть отрывков из этого произведения.
Слушание отрывков из оперы
Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».
Беседы с детьми о композиторе Н. А. Римском-Корсакове,
писателе А. С. Пушкине и художнике М. А. Врубеле.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

ВЕДУЩАЯ (музыкальный руководитель), ДЕВИЦА (1)-(3),
ЦАРЬ, ЦАРЕВИЧ, ЦАРЕВНА ЛЕБЕДЬ.

(Дети входят в зал под музыку Н. А. Римского-Корсакова из оперы «Сказка о царе Салтане».)

ВЕДУЩАЯ:

Здравствуйте, ребята!

ДЕТИ:

Добрый день!

ВЕДУЩАЯ:

Мы с вами слушали прекрасную музыку — оперу. Ребята, как называется опера?

ДЕТИ:

Опера «Сказка о царе Салтане».

ВЕДУЩАЯ:

Ребята, кто написал эту оперу?

ДЕТИ:

Римский-Корсаков.

ВЕДУЩАЯ:

А чем занимаются композиторы?

ДЕТИ:

Они сочиняют музыку.

ВЕДУЩАЯ:

Какой великий русский писатель написал «Сказку о царе Салтане»?

ДЕТИ:

Сказку написал Александр Сергеевич Пушкин.

(По ходу заданных вопросов Ведущая показывает портреты композитора и писателя.)

ВЕДУЩАЯ:

Ранее мы слушали отрывки из балета гениального композитора П. И. Чайковского «Лебединое озеро». Что такое балет и как выражают свои чувства герои балета?

ДЕТИ:

Это танец. Свои чувства герои выражают движениями.

ВЕДУЩАЯ:

А что такое опера? (Ответы детей.) Тогда слушаем фрагмент из оперы. (Звучит музыка «Ветер по морю гуляет».) Прислушайтесь, ребята, узнали вы эту музыку?

ДЕТИ:

Это песня купцов, которые плывут на корабле.

ВЕДУЩАЯ:

Я вижу, вам нравится эта музыка. Ведь вы её подпевали во время прослушивания отрывка.

ДЕТИ:

Да, нам нравится эта музыка, потому что она очень понятна, приятна для слуха и легко запоминается.

ВЕДУЩАЯ:

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком...

(Выходят Девицы (1)-(3) и садятся на лавку.)

ДЕВИЦА (1):

Ой, голубушки-сестрицы,
Кабы я была царица,
То на весь крещёный мир
Приготовила б я пир.

ДЕВИЦА (2):

Ой, голубушки-сестрицы,
Кабы я была царица,
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна.

ДЕВИЦА (3):

Ой, голубушки-сестрицы,
Кабы я была царица,
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря.

(Под торжественную музыку входит Царь.)

ЦАРЬ:

Коли так, то будь царицей
И роди богатыря
Мне к исходу сентября.

(Надевает корону на голову будущей царицы.)

Вы ж, голубушки-сестрицы,
Выбирайтесь из светлицы.
Поезжайте вслед за мной,
Вслед за мной и за сестрой:
Будь одна из вас ткачиха,
А другая повариха.

ВЕДУЩАЯ:

Царь недолго собирался:
В тот же вечер обвенчался.

Ребята, а вы знаете, что каждый отрывок музыки соответствует происходящему? Например, какая музыка звучит, когда плывёт кораблик?

ДЕТИ:

Плавная, радостная, передающая настроение купцов.

ВЕДУЩАЯ:

Ребята, как звучит музыка, когда царь входит в светлицу?

ДЕТИ:

Величественно, торжественно.

ВЕДУЩАЯ:

Три сестрицы вели беседу — какая музыка сопровождала их разговор?

ДЕТИ:

Медленная, нежная, спокойная.

ВЕДУЩАЯ:

В те поры война была.
Царь Салтан, с женой простяся,
На добра коня садяся,
Ей наказывал себя
Поберечь, его любя.

Знаете ли вы, ребята, что произошло, пока царь был на войне? (Ответы детей.) Правильно. Царица родила красивого мальчика, а ткачиха с поварихой из зависти решили подменить письмо гонца.

И царицу в тот же час
В бочку с сыном посадили,
Засмолили, покатили
И пустили в океан —
Так велел-де царь Салтан.

Правда был такой указ, ребята?

ДЕТИ:

Нет. Ткачиха с поварихой и сватьей бабой Бабарихой обманули царя и царицу.

ВЕДУЩАЯ:

Туча по небу идёт,
Бочка по морю плывёт,
И растёт ребёнок там
Не по дням, а по часам.

ЦАРЕВИЧ:

Ты, волна моя, волна!
Ты гульлива и вольна.
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу!

ВЕДУЩАЯ:

Мать с младенцем спасена;
Землю чувствует она.

(Музыкальный руководитель включает отрывок из оперы «Дуэт Царевича и Матери».)

Каков характер прослушанной музыки?

ДЕТИ:

Радостная, успокаивающая — у Царевича, взволнованная, жалобная — у Царицы.

ВЕДУЩАЯ:

Царевич решил поохотиться и пошёл к морю. Что же случилось на охоте?

ДЕТИ:

Царевич убил коршуна, который оказался злым колдуном и хотел погубить Царевну Лебедь.

(Звучит музыка «Лебедь», выходит девочка, одетая в костюм лебедя, садится на стульчик за декоративные волны и выполняет волнообразные движения руками. Затем встаёт, подходит к Царевичу и говорит.)

ЦАРЕВНА ЛЕБЕДЬ:

Ты, Царевич, мой спаситель,
Мой могучий избавитель,
Отплачу тебе добром,
Сослужу тебе потом.
А теперь ты воротись,
Не горюй и спать ложись.

ВЕДУЩАЯ:

Как Царевна Лебедь отплатила за добро?

ДЕТИ:

Когда мать с сыном проснулись, они увидели перед собой город, в котором царевича нарекли князем Гвидоном.

(Ведущая показывает картину М. А. Врубеля «Царевна Лебедь» и портрет художника.)

ВЕДУЩАЯ:

У Римского-Корсакова был знакомый художник, который под впечатлением от оперы нарисовал картину «Царевна Лебедь».
Как фамилия этого живописца?

ДЕТИ:

Врубель.

ВЕДУЩАЯ:

Теперь скажите мне, как вам кажется, каков характер музыки и соответствует ли он изображению на картине?

ДЕТИ:

Да, соответствует. Музыка плавная, нежная, как будто скользящая.

ВЕДУЩАЯ:

Правильно. Давайте, девочки, мы с вами подвигаемся под эту музыку.

(Девочки водят хоровод под отрывок «Лебедь».)

Послушайте музыку Римского-Корсакова.

(Звучит отрывок «Белочка». Дети хлопают в ладоши в такт музыке.)

По вашей реакции я поняла, что вы узнали «Белочку». Назовите жанр музыки и характер.

ДЕТИ:

Музыка похожа на народную, а характер её игривый, хрустальный.

ВЕДУЩАЯ:

Да, действительно, композитор использовал в опере народную музыку («Во саду ли, во огороде»).

(Ведущая включает видео и показывает отрывок (про белочку) из мультфильма «Сказка о царе Салтане».)

Давайте, ребята, послушаем ещё один отрывок из оперы. (Звучит отрывок «Богатыри».) Какого характера эта музыка?

ДЕТИ:

Мужественная, воинственная.

ВЕДУЩАЯ:

Хотите посмотреть на этих могучих и смелых богатырей во главе с дядькой Черномором?

(Ведущая включает отрывок из мультфильма. По желанию детей мальчики шагают как богатыри.)

Теперь вы знаете, какие три чуда произошли в сказке, давайте повторим какие.

ДЕТИ:

«Белочка», «Богатыри», «Лебедь».

ВЕДУЩАЯ:

А теперь послушаем ещё один знаменитый отрывок из оперы Римского-Корсакова.

(Звучит музыка «Полёт шмеля». Дети отгадывают музыку и её характер — жужжащая, стремительная, летящая. Дети сочетают музыку с движениями — кружатся, машут «крылышками», бегут на носочках.)

Перед тем как провести небольшую викторину, я хочу вас спросить: как закончилась сказка?

ДЕТИ:

Царевна Лебедь превратилась в прекрасную девицу и вышла замуж за князя Гвидона, обман ткачихи с поварихой и сватьей бабой Бабарихой раскрылся, и царь Салтан снова стал жить со своей царицей.

ВЕДУЩАЯ:

И весёлый пир пошёл.
Я там был; мёд, пиво пил —
И усы лишь обмочил.